Эпстейн: Приезд Формулы-1 на Трассу Америк не означает того же в MotoGP

Планы привезти Формулу-1 и MotoGP в США в этом году зависли в воздухе, признаёт управляющий директор Circuit of the Americas Бобби Эпстейн. Гоночный трек рядом с Остином — это столица штата Техас, — является североамериканским домом Ф-1 с 2012-го, а MotoGP — с 2013-го. Коронавирусная пандемия может вычеркнуть из расписания трека оба события.

ГП Америк в MotoGP дважды менял дату — вскоре после начала пандемии его перенесли с 5 апреля на 15 ноября, затем убрали на неопределённую дату. В 13-этапном европейском календаре MotoGP оставлен резерв между 22 ноября и 13 декабря. На это окно претендуют отложенные этапы в США, Аргентине, Таиланде, Малайзии.

MotoGP начнёт разгон 19 июля с ГП Испании в Хересе, и продолжит 26 июля на той же трассе. На этих гонках точно не будет зрителей, тогда как организаторы следующих этапов в Чехии, Австрии, Италии и Франции пытаются добиться у правительств разрешения устроить гонки при открытых дверях. Если они смогут заработать хотя бы на 10 000 билетах, и как следствие, на продаже напитков, закусок и прочего, точно будут счастливы.

Формула-1 оживет на ГП Австрии 5 июля, пока внеевропейских этапов в официальном календаре тоже нет. Эти события ставят знак вопроса и над приездом в США Ф-1, и MotoGP.

У Эпстейна нет никакой уверенности, что с коронавирусными ограничениями думает делать правительство США к ноябрю-декабрю. Сейчас понятно лишь, что им требуется 2 больших условия — полная отмена карантина для паддока при въезде в страну, и разрешение на гонку со зрителями. В беседе с Autoweek директор COTA дал такой комментарий:

Вообще-то совершенно чёткой картины прямо сейчас нет. Я думаю, в Европе усвоили вот что: чтобы принять решение, можно вроде как ждать до последней возможной минуты, а у нас последняя возможная минута еще не наступила, чтобы решить, что тут будет. У нас нет строгого «вот это будет с фанатами, вот это — без», или вообще, есть ли смысл приезжать в СШ. Но прямо сейчас мы планируем приезд [Формулы-1].

К сожалению для американцев, их государство поражено коронавирусом тяжелее всех на планете. На 30 июня ВОЗ зарегистрировала 2 537 636 случаев заражения и 126 203 смерти. Только сегодня число случаев подскочило на 41 000.

Штат Техас в этом отношении довольно «демократичное» место. 3 июня губернатор Грэг Эбботт в рамках фазы №3 разрешил спортивным сооружениям обеспечивать заполняемость зрителями на 50%. Однако никто не гарантирует, что в следующие месяцы не произойдёт отката к тому, что было до текущей фазы:

Есть пара важных вещей, которые не обязательно вступают в игру на тех многих событиях, что проходят в Техасе, то есть логистика, или если наступит вторая волна. Смогут ли команды вернуться в свои страны, не проходя карантин?

Потому что ставят множество гонок на короткий период времени, и никто не может себе позволить, чтобы их груз либо их люди застряли между странами. Так что поэтому вот с этим немного посложнее — с предугадыванием упрощения международных поездок.

Неопределённость графика Circuit of the Americas, разумеется, затрагивает и этот год, и следующий, ведь подобные тяжелые экономические кризисы оставляют долгие последствия. К тому же коронавирусная волна определённо далека от завершения, и вакцины от вируса еще нет.

Сомнения Эпстейна касаются всего — и приезда Формулы-1 и MotoGP в 2020-м, и возвращения серии IndyCar в 2021-м после срыва 2020-го. Всё что остаётся — следить за развитием положения, слушать решения властей, касающихся массовых мероприятий и пропускаемости границ:

Думаю, этим мы все и стараемся заниматься. Думаю, в этой точке всё зависло в воздухе.

С логистической точки зрения у Формулы-1, кажется, намного больше смысла посетить в этом году США, чем у MotoGP. Королева автоспорта традиционно совмещает гонку в США с гонкой у северного соседа, Канады, и южного, Мексики. К ним прибавляется и Бразилия в Южной Америке.

Приехать с другого конца света ради 4 гонок очень разумно. В данном случае чемпионат охватит 3 близкие страны 1 на соседнем континенте так, что переброска машин и прочего оборудования чемпионата не будет включать аренду грузовых самолётов, что обходится в 5 — 6 миллионов долларов.

MotoGP в схожем положении — его американский тур всегда включает США и Аргентину друг за другом. Если одна из этих стран не сможет обеспечить открытость границ и доступ фанатов на трибуны, почти автоматически отпадёт и вторая. MotoGP покинет Европу только ради обоих этапов, иначе затраты на логистику без зрителей пробьют карманы «Дорне» и командам.

Вероятнее, европейский 13-этапный календарь MotoGP пополнится выездными этапами в Таиланде и Малайзии. В этой части азиатского региона совсем другое коронавирусное положение: на 30 июня всего 8 637 случаев/121 смерть в Малайзии и 3 171/58 в Таиланде. Эти страны определённо ближе к открытию границ и возрождению спорта, чем США.

Можно надеяться на вставку этого турне между 22 ноября и 13 декабря. До 31 июля судьба внеевропейских этапов прояснится, заверял общественность Кармело Эспелета при публикации календаря.

В любом случае, какой бы ни выглядела североамериканская картина Формулы-1, на MotoGP её проецировать нельзя. Сейчас ГП США этих чемпионатов роднит только факт, что они отложены на неопределённый срок. Организация гонки MotoGP пока выглядит слишком рискованным проектом из-за высокой вероятности отмены, пока можно считать её отложенной до 2021 года:

Они настолько разделены и совсем не связаны, потому что MotoGP приедет всего на 1 гонку, а это дорого. Ф-1 приедет с вероятностью 3-4 гонок, то есть чуть-чуть наоборот. MotoGP отложен до ноября, но надо сказать, правда рассматриваем, стоит ли рисковать, потому что мы по Ф-1 усвоили — это худшее, что можно сделать.

[В марте] у них в Австралии был стартовый Гран-При, и за день до того его отменили, а организатор вложил в событие десятки миллионов. То есть у нас, у MotoGP я не думаю, что мы можем предоставить полное шоу, да и избежать риска отмены, а потом двигаться дальше. Но здесь очень много «если».

Знаете, у нас следующая будет в следующем апреле — до этого всего 5 месяцев [после ноября]. Мы всерьёз рассматриваем, лучше ли и нам, и фанатам идти на риск, или нам просто стоит подождать следующего апреля и там всё сделать.

И думаю, это решение полностью отделено от Ф-1. И дарит ли нам оно хоть какую-то уверенность?

Эпстейн готов потерять в этом году оба главных события — и Ф-1, и MotoGP. К счастью, как и другие большие треки, этот умеет выживать без гонок. В июне на COTA были забронированы все выходные благодаря отдельным богатым любителям скорости, автоклубам, и т.д. Он приносит более 50 000 долларов за арендо-день — этого хватает для удержания на плаву, подчеркнул Эпстейн.

Если пропуска 2020-го не избежать, североамериканская публика наверняка изголодается по обоим крупным чемпионатам, скупит билеты на следующий сезон, и тогда 2021-й «будет правда большим годом», добавил директор COTA.