Лоренсо и Yamaha: дело опять движется к разводу?

Январьское подписание Хорхе Лоренсо тест-пилотом было настоящей находкой Yamaha. Она вернула своего последнего чемпиона MotoGP, и вдобавок, не пришлось жертвовать другими гонщиками. Осенью испанец вышел на гоночную пенсию после 17 лет в Гран-При, сложный сезон в Repsol Honda, усугублённый переломом 2 позвонков в Ассене, наложил жирный отпечаток.

Коронавирусная проблема сильно обесценивает присутствие такой фигуры. Крах половины сезона не дал Yamaha привлечь Спартанца к тестам, ради чего всё и затевалось — обкатки обновлений для М1 2020 года, чтобы Маверик Виньялес, Валентино Росси, Фабио Квартараро и Франко Морбиделли чувствовали себя на треке как можно лучше.

Как тест-пилот 33-летний майорканец откатал всего 2 дня на февральском Сепанге — это всё, что Yamaha успела организовать для тест-бригады в последний момент перед отъездом из Италии. Хорхе выделили прошлогодний М1, на новом он так и не поездил. И когда это случится, не известно. Точно не 23 июня в Мизано — частный тест Ducati, Aprilia и КТМ пройдёт без Yamaha.

Работа Лоренсо подразумевает 2020 год. Он рассчитывал, что Yamaha подпишет его на максимальное число тестов, и ждал выступления по шальной карте на ГП Каталонии 7 июня. Из-за коронавируса тестовая программа стоит, это его сильно разочаровывает. Лоренсо хочет приносить пользу команде, которая дала ему возможность выиграть 3 титула и 44 гонки.

В свете текущего кризиса продолжение сотрудничества выглядит не таким очевидным. Комиссия Гран-При «заморозила» двигатели и аэродинамику на 2020 — 2021 годы. Это значит, омологированные к этому сезону мотоциклы откатают целых 2 сезона. Всё что можно в них развивать — шасси, немного аэродинамики (например, хвост и область колёс), и электроника. Вклад испытателей снижается.

Не по нраву Спартанцу и отмена всех шальных карт в этом сезоне. ГП Каталонии всё же вернулся в календарь на 27 сентября, но гонять там он не будет, как и другие тестеры MotoGP. Dorna уменьшит паддок примерно до 1 400 человек, которых будут постоянно проверять на вирус. Лишние люди там не нужны — спонсоры, гости, журналисты… и тест-бригады.

Всякая возможность гонять убрана, тестов нет. Издание Speedweek указывает, что Лоренсо ничего не зарабатывает, хотя тест-пилот с таким послужным списком вряд ли дешево обошелся Yamaha. Это сотрудничество задумывалось как совмещение приятного с полезным, однако не получается ни того, ни другого.

Шеф Yamaha Motor Racing Лин Джарвис тоже разочарован тем, что Лоренсо вынужден сидеть сложа руки. Осенью на финале в Валенсии Yamaha умудрилась оттеснить Ducati со 2 места кубка конструкторов. Так она встала за Honda и её непобедимым Марком Маркесом. Похоже, «камертоны» готовы бросить вызов историческому сопернику, и вклад Лоренсо должен был помочь снова сделать из М1 грозную машину.

Не идёт ли всё к тому, Лоренсо опять покинет Yamaha? Для него здесь ничего нет — ни работы, ни потенциального места в её обеих командах. Слухи вокруг вероятного возвращения испанца в Ducati никак не прекращаются, ведь Андреа Довициозо пока не ставил подпись под новым контрактом. Всё задумывалось не так:

Разочарование — только так можно описать то, что происходило с Хорхе в этом году. Эпидемия COVID-19 принесла много разочаровывающих аспектов, но наши планы на Лоренсо скверно задеты.

Хорхе откатал 2 дня на Сепанге. Вообще, для него это был лишь проверочный тест, он для нас мало что сделал. В первую очередь, ему надо было привыкнуть к байку, вернуть скорость. Всё было хорошо распланировано, и пришлось отменять.

Япония до сих пор не открыла свои границы, 10 инженеров бригад Маверика Виньялеса и Валентино Росси не могут приехать и воссоединиться с командой Yamaha, чья база находится в Италии. Лоренсо это тоже касается, ведь он работает с той же бригадой испытателей, что и её японские супербайкеры Катсуюки Накасуга и Кёта Нозане.

В такой атмосфере неопределённости Джарвис даже не уверен на 100%, сможет ли вообще Yamaha начать сезон 19 июля в Хересе. Без японских инженеров в полную силу работать невозможно, итальянская часть команды будет перегружена. Карантинных и организационных ограничений настолько много, что такой ценный гонщик, как Лоренсо, становится бесполезен:

Мы сейчас запланировали тест в Мизано посреди сезона, но пока не знаем, пройдёт ли он. А если и пройдёт, нам будет очень трудно привлечь Хорхе, потому что наша тест-команда состоит преимущественно из японских инженеров. Но за это время им не разрешалось приезжать в Европу. Сильно разочаровывает.

А запрет на шальные карты означает, что в этом году мы не получим шанса увидеть Хорхе в гонке в действии. Обидно. С этим новым проектом мы связывали такие большие ожидания… Но в данный момент мы не можем его возобновить.

Что если собрать Лоренсо новую бригаду, оставив шеф-механика Сильвано Гальбусера? На базе команды в Лесмо под Монцей есть опытные техники. Однако смысл Лоренсо ехать в Мизано 23 июня всё равно не появляется, ведь у Yamaha нет новых деталей на пробу:

Да, было бы легко включить байк в тот процесс. Да, мы можем послать несколько наших европейских гранприйных механиков, чтобы обслуживать байк Хорхе в Мизано, но если просто так ездить по треку, без осмысленного назначения, без спцифических целей, и без тестирования новых частей, то нет смысла.

Всё это тщетно. Это выгодно только Хорхе — он смог бы насладиться ездой по 4-5 часов в день. Но если он не может дать нам столько же взамен, раз у нас нет никакого нового материала, то нам-то что с этого?

За 3 последних сезона Лоренсо набрал познаний о Ducati и Honda. Быть может, что-то из этого Yamaha сможет взять себе на вооружение. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы оставить этот странный год в архивах, и возобновить работу в 2021-м по новому контракту.

Сейчас это не более чем намерение. Yamaha не может знать наверняка, не затянет ли её последнего чемпиона обратно на орбиту Ducati:

Сейчас это вопрос. Хорхе еще не приступал к тестовым обязанностям. Если мы согласуем новый договор, он должен заинтересовать обе стороны, цениться обоими.

Сейчас могу сказать только вот что: подождём и посмотрим, сколько тестовых дней возможны в этом году. Затем будем вместе с Хорхе решать, продолжать ли нам сотрудничать или нет. У нас однолетний договор. Если оба партнёра счастливы и согласны, то можно продолжать. Мы поговорим.

Ситуация с COVID многое изменила. Финансовые свойства большинства компаний тоже поменялись. Эту тему надо переосмыслить, вернёмся к ней осенью.

Джарвис у себя дома в Великобритании чувствует, как его тест-пилот в Швейцарии осматривается по сторонам. При нормальных обстоятельствах — регулярны тесты, выступления по шальной карте, — он бы определённо удовлетворился условиями Yamaha. Сейчас другая история — Лоренсо-тестер думает, не превратиться ли ему в Лоренсо-гонщика:

В этом году Хорхе хотел проводить тесты, и гонку. Но думаю, у него есть скрытый мотив. Ему к тому же хотелось выяснить, интересно ли до сих пор возвращение в гонки. Думаю, ему было очень сильно интересно выяснить, быстр ли он еще, удобно ли, конкурентен ли, мог ли он восстановить прежнюю уверенность в Yamaha.

Но у нас все 4 места будут заняты, когда Валентино решит продолжать и подпишется на команду Sepang Circuit Yamaha. И так как я надеюсь, что Франко Морбиделли останется с нами и продолжит в команде SIC, у «Ямахи», вероятно, не будет места для Хорхе.

Если Хорхе захочет опять проехать полный сезон, ему надо поговорить с конкурентом. Есть производители вроде «Дукати», которые еще не собрали полный состав пилотов. Они пока взяли всего 1 пилота [Джека Миллера].