ГП Чехии спасён (в который раз)

«Чешский этап под угрозой вылета» — это практически ежегодная новость в MotoGP. Очевидно, коронавирусная пандемия не осыпала золотом компанию Spolek pro pořádání Grand Prix, которая организует ГП Чехии с 2016 года. Финансовый вопрос угрожал вычеркнуть гонку в Брно и на этот раз, но событие спасено. И кажется, ближайшее будущее тоже.

Чешская газета I dnes пишет, что положение Гран-При, недавно висевшее на волоске, исправилось к лучшему. Основным препятствием снова стал вопрос ежегодной платы Dorna Sports за право проведения MotoGP. Не только Брно, но и остальные площадки чемпионата считали абсурдным платить всю сумму в год, когда гонки как минимум первое время будут проводиться за закрытыми дверьми. Без зрителей нет проданных билетов, еды, напитков, сувениров и прочего — весь доход организатора пропадает.

По информации чешского издания, Dorna ожидала от Spolek GP 1 миллиона евро за приезд в Брно на уик-энд 7 — 9 августа. Учредители компании — это правительство региона Южная Моравия и администрация Брно, — начали с Кармело Эспелета новый виток переговоров. Так как этап должен пройти без зрителей и компании нечем платить, Dorna просили об уступке. И не только касаемо этого сезона.

2020-й — последний год 5-летнего соглашения Spolek GP и Dorna. С осени стороны обсуждают продление на 2021 — 2023 годы, и здесь правда было жарко, пишет I dnes. Новые условия Dorna — по 6 миллионов евро за сезон, — были возмутительными для Spolek GP, особенно теперь, когда коронавирус избил европейскую (и мировую) экономику до бессознательного состояния.

Мэр Брно Маркета Ванькова на переговорах настаивала, что приемлемый платёж — 4,5 — 5 миллионов, и ни евроцентом больше. Ко мнению 42-летний женщины пришлось прислушаться, ведь она владеет долей в Spolek GP, и вдобавок, является членом влиятельной Гражданской демократической партии. Ванькова дала следующий комментарий:

Есть разные тонкости и варианты. Само собой, мне интересно сохранить наш Гран-При в календаре, но не любой ценой, потому что гонка без зрителей, как в этом сезоне, не несёт преимуществ, и едва ли выгодна городу Брно.

Дополнительная преграда: Spolek GP успела продать тысячи билетов на Гран-При, куда не пропустят ни одного зрителя. Некоторые фанаты попросят вернуть деньги, другим следует дать право пройти по купленным билетам в следующем году. В мире спорта это стандартная практика с билетами. Для организатора так намного удобнее, чем выплачивать «Дорне» целый миллион практически ни за что.

По сути, ГП Чехии — государственное предприятие. Когда Dorna обсуждает это соглашение, она разговаривает с властью — с Министерством спорта, с Южной Моравией, с Брно, с политической партией. До 2016-го было проще — этап MotoGP в Брно устраивал владелец трека Карел Абрахам-старший. Затем, это «удовольствие» было уступлено Spolek GP.

С тех пор Dorna всё время спорит с организатором, сколько и как платить за очередной визит MotoGP. ГП Чехии — один из популярнейших этапов сезона, — но по какой-то причине один из самых проблемных с доходной точки зрения, задержки и рассрочки в этом соглашении — обычное дело. Ругаться со Spolek GP тоже нельзя, ведь это влечёт риск продолжить разговор в суде Чехии против самой Чехии.

Пару дней назад, похоже, вопрос по новому соглашению удалось решить, утверждает Speedweek. Оно еще не подписано и детали продолжают обсуждаться, но у гейтмана (губернатора) Южной Моравии Богумила Шимека есть поддержка премьер-министра Андрея Бабиша. Это вселяет спокойствие Dorna, так как напоминает, что Spolek GP — не компания-однодневка, которая завтра может раствориться.

Чтобы организатор всё же выплатил часть денег за этап 2020-го, Шимек договорился с Абрахамом-старшим о предоставлении Spolek GP «коронавирусной» скидки. Обычная плата за аренду Брно ради MotoGP — 1,1 миллион евро, — теперь серьёзно снижена. Часть денег Dorna получит, и потому ГП Чехии сохранит гнездо 9 августа. В отличие от этапов в Хересе, Мизано или Ред Булл Ринге, этот точно не будет сдвоенным.

В новом календаре MotoGP, ожидаемом на следующей неделе, будет 12-13 европейских этапов с 19 июля по начало ноября. Ближе к сентябрю прояснится положение еще 4 этапов вне Европы — США, Аргентины, Таиланда и Малайзии. При закрытых границах и запрете массовых мероприятий «Дорне» придётся убрать их с этого сезона.