Агостини про спор с Лоренсо, «одномарочного» Маркеса, долголетие Росси

Росси и Агостини (Гудвуд, 2015)

Агостини покинул Гран-При в 77-м в возрасте 35 лет. Для Валентино Росси этот рубеж давно миновал. Если Доктор продлит карьеру после этого сезона, на решетку MotoGP 2020 он выйдет 42-летним. Его единственная возможность — перейти в спутник Petronas Yamaha, так как место в заводской Monster Energy Yamaha надо уступить Квартараро.

Росси близок к завершению мотокарьеры. Прежде чем это произойдёт, он собирается подарить фанатам последний конкурентный сезон. Это явно непростая задача: пилот #46 не выигрывал с 2017-го, прошлый сезон завершил лишь с 2 подиумами. Джакомо не собирается давать Валентино советов. Лишь напоминает, что если есть сомнения в собственных силах, разумнее уйти:

Валентино в частной команде? Когда я гонял в команде Yamaha, она была моей, то есть частной, но я выиграл 3 Мондиале. Это скорее ментальный фактор. Если команда техников остаётся той же и производитель даёт на 100% заводской байк, единственное, что меняется — люди, которые платят вам зарплату.

Каждый пилот делает то что чувствует. Нельзя его ругать, раздавать советы. Я могу говорить только за себя: когда я начал выигрывать не 12 гонок в год, а только 3-4, я начал думать, не лучше ли уступить место кому-то еще. Когда я заканчивал 2-м и все говорили «он всё», меня это унижало. Я думал, это правильный момент для остановки.

Всех спортсменов ждёт упадок. Всё идёт с головы. В 20 ты не особо разумный. Чем больше проходит, тем больше начинаешь думать. Начинаешь замечать мелочи, но силы еще есть. По молодости я обычно проходил длинный вираж в Монце на 240 км/ч, и если байк из-под меня уходил, я смеялся. Если б сейчас так сделал, завопил бы!

Хотя Агостини выиграл рекордные 122 Гран-При, с точки зрения обгонов ни одна из этих гонок не сравнится с ГП Франции в 77-м. Тогда 34-летний Агостини проводил последний сезон в чемпионате.

Заезд на собственной Marlboro Yamaha сразу пошел не по плану — мотоцикл отказывался заводиться. Когда завёлся и позволил нагнать соперников, Аго вошел во вкус. Он прошил почти весь пелотон, не успев добраться только до действующего чемпиона Барри Шина. То был предпоследний подиум Джакомо:

В Поль-Рикар я был на пятисотке Yamaha, и надо было заводить байк с толкача. Я толкнул первый раз, он не завелся. Толкнул второй раз, опять не завелся. Я уже выдохся, но толкнул третий раз и появилось зажигание, но впереди никого не было — они уже проходили первый поворот.

Я думал, сделаю несколько кругов и потом остановлюсь, но я начал видеть других пилотов, так что я призвал всю свою храбрость и жестко поднажал. В итоге я обогнал 35 пилотов, по ходу гонки трижды побил рекорд трека и приехал в секунде от Барри Шина, который выиграл.

Самым крепким соперником за все годы в мотогонках Агостини назвал Майка «Байка» Хэйлвуда. Когда молодой итальянец дебютировал в 1965-м в классе GP500, англичанин являлся доминирующей силой всего чемпионата, он выигрывал титулы в GP250, и GP350, и GP500.

Агостини год побыл напарником Хэйлвуда в MV Agusta, затем последний перешел в Honda. И в 66-м, и 67-м Аго удавалось брать верх на Байком. Второго такого таланта он уже не застал:

Я с должным уважением отношусь ко многим пилотам, начиная с Пазолини, потом Мендони, Рид, Редман, Тавери, Шин, Робертс, Лучинелли…

Рид был очень агрессивным пилотом, он лишний раз не думал, чтобы обойти кого-то «без разрешения», что было не очень правильно. Он был очень хорош, и никогда не сдавался.

Но Майк Хэйлвуд — пилот, из-за которого я мучился больше всего. Он был сильнейшим, потому что не знал, как настраивать байк, но он словно играл на скрипке, а не ездил. Ему не было дела до движений туда-сюда. Он гонял на «Турист Трофи», выигрывал в каждой категории. В один год он проехал гонку на MZ. Они никогда не выигрывали, кроме того раза с ним.

Агостини тоже добивался побед на Isle of Man TT в годы, когда гонка входила в чемпионат Гран-При. Он выиграл 10 заездов в 1966 — 1972 годах. Итальянец был сколь шустрым, сколь и бережливым. Помня о том, что ТТ постоянно забирала жизни участников, итальянец на острове Мэн никогда не рисковал больше, чем нужно:

Если ты не думал о риске, лучшим треком был «Турист Трофи». Эта гонка дарила мне неимоверную радость. На том кольце есть всё: от поворотов на 1 передаче до вили на 240 км/ч, прыжков, уклонов, подъёмов. Для пилота гонять там и выигрывать — это неповторимые эмоции, но ты всегда держал в уме, что в аварии попадать нельзя.