Бривио: Скоро опять попросим Suzuki завести спутник

Спутниковая команда Suzuki — явление, которого MotoGP еще не видел. В отличие от Honda, Ducati, KTM и Yamaha, этот завод не дублирует заводскую команду частной. В 2022-м положение может измениться, говорит директор Suzuki Ecstar Давиде Бривио. Dorna Sports ждёт этого события не первый год.

4 мотоцикла вместо 2 — это 2-кратное увеличение потока отзывов гонщиков и данных телеметрии. Чем больше подобных сведений, тем полезнее для развития прототипа, оценки новых деталей, подбора настроек. Решение позволяет разгрузить основных гонщиков — вместо них опытную работу можно распределить между тест-пилотом и командой №2.

Suzuki Racing Company только что закрыла сделки с Алексом Ринсом и Жоаном Миром на 2021 — 2022 годы, и следит за возможным перезапуском MotoGP в июле после коронавирусной спячки. Вскоре вопрос команды №2 снова может появиться на повестке дня. SRC собирается поставить его перед материнской Suzuki:

У нас есть мысль создать её к 2022-му, со стола мы её еще не убирали. До этого момента мы сосредотачивались на обсуждении соглашений ездоков, но сейчас, думаю, дадим высшему руководству больше сфокусироваться на вопросах компании, а через несколько недель или несколько месяцев, может, постараемся опять завести этот разговор. Посмотрим, каково положение, и каковы их намерения.

У нас еще всё открыто, и мы еще работаем над проектом. Этого хочет наш гоночный отдел, но само собой, надо пройти одобрение высшего руководства. Сейчас трудно сказать, надо подождать, посмотреть. Хотя мы продолжаем над ним работать.

С 2015 года — момента возвращения «Сюзи» в премьер-класс, — заводская Suzuki Ecstar бьётся сама за себя. Так было и в 1988 — 2011 годах после предыдущего прекращения программы MotoGP в середине 80-х.

В 70-х и 80-х Suzuki работала иначе — марка предоставляла заводскую поддержку частным командам. И это работало: Барри Шин в 76-м и 77-м стал чемпионом GP500 с командой британского импортёра Heron Suzuki, в 81-м проект бывшего гонщика Роберто Галлина Gallina Suzuki сделал чемпионом Марко Лучинелли, в 82-м — Франко Унчини.

В 93-м Кевин Шванц выиграл чемпионат в заводской Lucky Strike Suzuki, в 2000-м последний титул марке принёс младший Кенни Робертс. Movistar Suzuki так же была заводской командой.

Компания из Хамамацу добивалась успехов в обоих форматах, но параллельно они никогда не существовали. Dorna Sports это не нравится. В коммерческом соглашении с командами 2017 — 2021 годов есть пункт, по которому каждый производитель MotoGP должен предоставлять мотоциклы частным командам, если поступит такая просьба. В обмен на это Dorna возмещает команде около 2,5 миллионов евро на годовую аренду мотоцикла — это доходы от платных ТВ-трансляций.

Соглашение закончится через полтора года, а Suzuki так и будет без спутника. На неоднократные просьбы Кармело Эспелета Бривио пожимал плечами. Suzuki и сама не прочь, только с кандидатами проблема. Проект почти осуществился в 2018-м, когда Бривио собирался перетянуть на свою орбиту бельгийскую Marc VDS. Этому помешал внутрикомандный скандал с хищениями её директора Майкла Бартолеми. Вместо того, чтобы превратиться в Marc VDS Suzuki, владелец Марк ван дер Штратен просто прекратил проект MotoGP и ограничился Мото2.

Из частных команд сейчас действительно невозможно кого-то выбрать — все привязаны к производителям многолетними соглашениями и поставкой заводской техники. Pramac не собирается откалываться от Ducati, LCR — от Honda, Tech 3 — от КТМ. Avintia желает остаться с Ducati, и потому осенью обновила соглашение на 2020 — 2021 годы.

Единственное изменение можно ждать от Aprilia Gresini. Очень вероятно, единственная полузаводская команда MotoGP — Aprilia пользуется чемпионатной ячейкой Фаусто Грезини, и потому классифицируется как частная, — прекратит существование в конце 2021-го. Aprilia собирается завести себе собственную команду, Грезини вернёт контроль над собственным проектом.

Очевидно, Грезини понадобится другая техника. Бывший мотогонщик теоретически может вернуться в лагерь Honda, как в 1997 — 2014 годах, но если та не захочет расширять проект MotoGP с 4 до 6 байков, кто станет исключать появление Suzuki Gresini? Из 5 частных команд эта самая правдоподобная кандидатура. Если только Aprilia не возьмёт Gresini себе в спутники…

К 2022 году Dorna подпишет с командами новое соглашение 2022 — 2027 годов. На этот раз Suzuki вряд ли сможет сохранить статус команды-одиночки. К тому моменту решетка MotoGP может расшириться с 22 до 24 гонщиков, если Aprilia Gresini распадётся на 2 разные команды, и появится Suzuki Gresini. Пока — только гипотетически.

Чемпионат еще никогда не был таким заводским, как сейчас. Из 22 мотоциклов целых 19 — модификации этого сезона. Лишь Такааки Накагами (LCR Honda), Жоанну Зарко (Avintia Racing) и Тито Рабату (Avintia Racing) придётся откатать сезон байках-2019. 12 байков составляют парк заводских команд, остальные 7 — их чуть устаревшие близнецы. Обычно они обновляются с отставанием в несколько Гран-При от заводских.