А. Эспаргаро о почти-переходе в Ducati, периоде Suzuki, сомнениях в Aprilia

Алейш Эспаргаро

Из 22 гонщиков премьер-класса MotoGP Алейш Эспаргаро и Икер Лекуона — единственные, кто никогда не выигрывал Гран-При. Если для 20-летнего Икера всё только начинается, для статистики 30-летнего Алейша это нехороший знак. Успеет ли он разок взойти на вершину MotoGP за оставшуюся часть карьеры?

В испанском подкасте для MotoGP гонщик Aprilia Gresini признал: его карьеру можно назвать «бессистемной». В 2012-м испанец вернулся в MotoGP после слабых 2009 — 2010 годов в Pramac Ducati с единственным подиумом — бронзой ГП Каталонии 2011 в Мото2. Power Electronics Aspar Хорхе Мартинеса дала шанс повторно попробоваться в королевском классе.

После возвращения кое-что стало получаться: в 2012 — 2013 годах Эспаргаро выигрывал зачёт «недопрототипов» CRT на полусупербайке Aprilia ART, в 2014-м на замаскированной Yamaha M1 под названием Forward Yamaha выиграл зачёт Open — замену класса CRT с более производительными байками. Тогда Алейш добился единственного приза MotoGP — серебра на дождевом ГП Арагона.

После команды Джованни Куцари он чуть не перешел в Ducati Team, говорится в подкасте. Команда переводила из спутника Pramac Андреа Ианноне, и будучи неуверенной в планах Андреа Довициозо, включила в запасной план Эспаргаро. Довициозо остался, Эспаргаро предпочёл ударить по рукам с Suzuki Ecstar.

Пилот #41 обыграл дебютанта Маверика Виньялеса в 2015-м, однако годом спустя оказался в тени шустрого земляка-каталонца. Переход чемпионата с моношин Bridgestone на Michelin в 2016-м стал для Алейша приговором. Баланс GSX-RR изменился, ему не удалось приспособить стиль езды.

С 2017-го старший Эспаргаро гоняет за Aprilia. Если выступать в Suzuki было непросто, в Aprilia это умножилось на 10. За эти 3 года он был в зачёте 15-м, 17-м и 14-м. По злой иронии, сейчас, когда Aprilia создала потенциально прорывной RS-GP 20, планету захватил коронавирус COVID-19 и сорвал почти половину сезона MotoGP. Ранее ГП Германии 21 июня гонок точно не будет.

Хотя Алейш является обладателем худшей статистики в MotoGP, он верит, что на рынке пилотов его оценивают за трудолюбие и готовность держаться в сложные времена:

Всё-таки что есть, то есть. В начале у меня была совсем бессистемная спортивная карьера, и когда я пришел в MotoGP, я всегда показывал себя ездоком-работягой.

Когда я подписался на следующий год после Forward Racing, когда я добился 6-го на Мире на Открытом байке, я подписался на «Сузуки». Но за 3 недели до того мы с [директором Ducati Corse] Джиджи Даллинья пожали руки, чтобы пойти в «Дукати». Всё было почти сделано, а к тому времени Довициозо в итоге остался.

Так что я пошел в Suzuki. В то время у меня была возможность побывать в паре одних из самых мощных заводов чемпионата, и я оказался в Suzuki.

У меня был хороший год в Suzuki, а второй год… По правде, мне дорого стоила смена шин с Bridgestone и Michelin, но это не оправдание. Я не дотягивал. Маверик выиграл Гран-При [Великобритании в 2016-м], он был гораздо конкурентнее меня. Думаю, у меня был неплохой год, потому что я сделал много результатов в топ-5 и топ-6, но на самом деле я был не на уровне Маверика.

Затем я оказался в «Априлии», и думаю, хорошо выполняю работу. Думаю, другие заводы знают об этом, да и мне всего 30 лет. К несчастью, этот год стал вот таким, потому что если бы у меня был конкурентный байк — кажется, RS-GP 20 такой, — я бы мог много чего показать, и кто знает, что может случиться в 2021-м… Но пока у меня нет выбора, кроме как играть в [виртуальные велогонки] Zwift и радоваться своим детям.

Алейш Эспаргаро

В определённый момент лавина проблем Aprilia выросла до таких размеров, что Алейш думал бросить MotoGP. Прототип RS-GP за эти 3 сезона проделал путь от неплохого (2017) до неимоверно кошмарного (2018) и снова неплохого (2019). Гонщику из Гранольерса было тяжело мириться с этим. Он дал себе обещание: если байк-2020 будет таким же безнадёжным, он скажет чемпионату «до свиданья».

Aprilia позже всех в MotoGP закончила байк для 2020 года. Когда прошлой осенью на тесты в Валенсию и Херес она привезла старый RS-GP, терпение Алейша колебалось в красной зоне. Мысли закончить карьеру в 2020-м никак не вылезали из головы:

По правде, в прошлом году у меня шла очень плохая пора, тот год сильно разочаровывал, я не получал от байка никакого удовольствия. Хотя это работа, но когда не получаешь никакого удовольствия, и дальше ставишь жизнь на кон, дальше таскаешься по трекам, падаешь, результаты не даются…

Очень плохая пора была, надо было быть вдали от семьи. И вот наступает зима, предсезонка после Валенсии, тесты в Хересе, и у меня практически нет желания ездить на мотоцикле. Пришлось много говорить об этом с [женой] Лаурой, обдумывать разные варианты.

И я сделал этот год испытательным. Если не будет изменений, как обещали… Потому что хотя мне обещали, после теста-1 в Валенсии приехали в Херес и байк был тем же. У всех был новый байк, а у меня был прежний материал.

RS-GP 20 стал спасением и для Алейша, и Aprilia. По крайней мере, так показали зимние тесты 2020 года, которые стали первыми для нового прототипа. На Сепанге Алейш показал 10 абсолютное время (+ 0,345 секунды), на Лосаиле — 13-е (+ 0,574).

У байка неплохая чистая скорость, очень хороший темп на старой резине и проворная управляемость. Если к этому добавятся сильные результаты вроде подиумов, Эспаргаро в 2020-м точно не остановится:

По правде, многое изменилось. На тесте в Сепанге я почти был в слезах на первом круге с новым байком. Мы были очень конкурентными, так что… Ну, я не спешу продлеваться в «Априлии». Я не знаю, что случится в следующем году, вполне есть несколько вариантов.

Надеюсь, мы сможем начать год, и я правда хочу дальше веселиться, как веселился на предсезонке, и что это у меня не последний год мотогонок.

Вирус COVID-19 заразил MotoGP полной неопределённостью. Dorna Sports вместе с командами и заводами не знает, будут ли вообще гонки в 2020-м. Гонщикам известно не больше. Сейчас ни Эспаргаро, ни кто-либо еще понятия не имеют, как пойдут переговоры о контрактах на следующие сезоны, насколько изменится решетка MotoGP:

У меня большие сомнения, потому что это очень трудный год, заводам приходится тяжко. Всем заводам в мире, европейским, но я уверен, дойдёт очередь, к сожалению, и до японских заводов. Так что посмотрим, как всё разовьётся. Думаю, надо подождать и посмотреть на прогресс в спорте, гоняем ли мы в этом году, и если нет, у меня большие сомнения.

Я не знаю, что произойдёт. Есть ездоки, которые могут уйти, вроде Кэла [Крачлоу], Дови и Валентино [Росси], так что будет больше доступных мест. Или вероятно, после этого перерыва всем нам, у которых было такое на уме, надо будет переосмысливать. Из-за этого много сомнений — вот в чём правда.


В Санкт-Петербурге заработал завод с новейшим оборудованием по производству металлорукавов. Ассортимент от простейших РВД для автомоек, до шлангов, используемых в авиа и судостроении, нефтедобыче и т.д. Новый завод уже является достойным конкурентом таким «монстрам», как Уфимский и Владимирский заводы металлорукавов. Подробнее информцию может почитать на их официальном сайте.