Спортпсихолог: Интроверты лучше экстравертов приспособлены к сдвигу MotoGP


Вырванные из привычного жизненного уклада «гонки-тренировки-гонки», пилоты MotoGP предоставлены самим себе. Коронавирус COVID-19 надолго лишил их дела всей жизни — соревнований на гранприйных прототипах. В прошлом каждую неделю-две проходила гонка, сейчас календарь чемпионата ничего не обещает до ГП Италии 31 мая. Если послушать специалистов, раньше июля-августа не стоит на многое надеяться.

Как переносить эти недели и месяцы взаперти людям, которые ненавидят сидеть на одном месте? Мотогонщики зажаты карантином со всех сторон, как и люди, не связанные со спортом. Поставить жизнь на паузу нельзя — рано или поздно MotoGP оживёт, и надо быть во всеоружии. Увы, для этого не так много способов. Без тренировок на кроссовых и дорожных мотоциклах всё сводится к домашним спортзалам, которые оборудованы у каждого уважающего себя профессионального атлета.

Гонщики знают, как поддерживать форму — их тренировочные планы отточены многолетним опытом. С психологической формой труднее. Чтобы справиться с длинной паузой, не терять бодрость, сохранять мотивацию, требуется грамотно формировать образ мыслей. Как это делается, изданию AS объяснила спортивный психолог Мар Ровира.

Испанка второй год подряд работает с гранприйцем, имя которого по соображениями конфиденциальности она называть не стала. На его примере Ровира объяснила, с какими трудностями сталкиваются гонщики в домашнем заточении. Эта работа окупается, поэтому спортивные психологи — вполне привычный элемент на картине MotoGP. В частности, Маверик Виньялес работает со спортцентром Aspire Academy в Катаре, Андреа Довициозо в 2017-м проходил курс у профессора психологии Амедео Маффеи, был подобный опыт у Хорхе Лоренсо, Тито Рабата, и других ездоков.

В любом случае, в MotoGP с таким еще не сталкивался никто — с паузой, которая рискует затянуться еще на 3-4 месяца. Мар рассказала, как переступить это препятствие. Беседа состоялась до того, как были отложены майские ГП Испании и ГП Франции.

Как психологически отражается на ездоке MotoGP отложение начала Мундиаля? Начать планировалось 8 марта, а точной даты еще нет, потому что 3 мая в Хересе тоже зависло в воздухе.

После начального столкновения с совсем неожиданным событием — это полноценный «чёрный лебедь», — пилоту надо приспособиться к новому положению и выявить темы, которые могут тревожить.

Одна из таких, и это не бессмыслица — как быть со своими доходами. Узнавайте из первых рук, проявляйте интерес и убеждайтесь, что ваши доходные потоки как минимум частично обеспечены. Это помогает в новом положении.

Важно, чтобы у пилота был какой-то контроль над своей карьерой. Автономная работа — суть моего рабочего плана с ними. И хотя за ними прекрасная работа команд, такое личное управленчество очень полезно.

Вторая важная тема связана с неопределённостью. Не зная, когда закончится пандемия, это непросто. Лучшая стратегия для пилота — воображать вероятную дату начала и работать, словно определённость есть. В моём случае предложенный крайсрок — июнь. Вот так, с хорошо обрисованной задачей, мотивация обеспечена, и пилот себя тщательно готовит.

Так как мотоциклизм — один из спортов, в котором в соревновательной обстановке тренируются меньше, входить в хорошую физическую и психологическую форму важнее. Это позволяет начинать без каких-то проблем с показателями в случае, если за 2 недели до того они наблюдались. Так что в этой дисциплине есть смысл предложить осторожную дату.

Третий уместный аспект связан с личностью пилота. В периоды заточения у интровертов определённое преимущество над экстравертами. Они лучше, когда окружение даёт мало стимулов, могут лучше концентрироваться, и «наслаждаться» этими днями без ощущения подавленности.

Еще рассмотрим такую переменную, как ипохондрия [болезненная угнетённость]. В данном случае пилоты — люди, о чём мы иногда забываем. И если у кого-то из них низкая адаптивность к недугам, нам надо тут же вмешиваться. То же относится к тем атлетам, у которых высокая тревожность. В такие дни это им не особенно помогает.

Четвёртая тема, которую осветим — это приспосабливаемость. И она достигается подстройкой задач, изначально внесённых в тренировочный план, и периодов на достижение, потому что контекст изменился.

Задача-результат — это выигрыш Мундиаля, попадание на 8 подиумов, набор больших очков, чем в прошлом году, — сохраняется, тут всё без изменений. И пока вы можете нормально тренироваться, пусть всё так и остаётся! Важно, чтобы подготовительный план разнился, и пополнялся задачами, которые будут ключевыми для этого нового календаря.

Как пилотам воспринимать «обжорство», которое будет в конце года с 8 гонками за 10 недель? С 27 сентября по 29 ноября у них будет Альканьис, Таиланд, отдых, Япония, Австралия, Малайзия, отдых, Техас, Аргентина и Валенсия.

Переделка календаря неизменно влечёт переделку подготовительного плана. Ничего драматичного. Они сами подстраиваются и пытаются найти лучший путь к показателям в новом положении. Тут необходимо чётко видеть, какие факторы надо брать в расчёт, и какие навыки надо контролировать при этом новом календаре.

В нашем случае адаптация исходит из плана физической подготовки, который приспособлен под гораздо более быстрые показатели и восстановление, чем в прошлые годы. Это детализированная послегоночная психологическая работа с упором на ускоренное изучение предыдущей гонки, прекрасная форма и низкое влияние результата на подготовку к следующему состязанию. И заботливое рабочее окружение, чтобы пилот ощущал безопасность и фокусировался, на чём надо.

Нам всем не терпится начать, но одно нам ясно: здоровье первично. И это предпосылка того, почему мы сидим дома. Потому что мотоциклизм важен, но… сначала здоровье.