П. Эспаргаро: КТМ пора выходить вперёд, или я уйду к другим

С точки зрения развития пожелает ли КТМ использовать материалы, которыми раньше не пользовался?

Мы открыты ко всему, для нас конкурентность — самое важное. Для КТМ победы — это по сути рыночное орудие, так что если надо поменять подвеску, это можно. Не думаю, что для КТМ с этим будут проблемы. Новая рама не сильно отличается от прошлой. У неё трубчатая структура не потому что её не хотят менять, а потому что такая философия, и они не знают, как сделать другую. Если надо будет менять, мы это можем, но и так работает.

Ты бы хотел такого технического директора, как Джиджи Даллинья?

Эх [смеётся]! Мы все знаем, Джиджи — человек, который не только много знает о технике, байках. Он умён, интеллектуален, всегда ищет новые способы, которыми не пользуются другие. Просто посмотрите, какой «Дукати» была до него, и сейчас с ним, когда она стала побеждать. Хотелось бы, конечно, но у нас в КТМ очень сильный персонал. Я очень счастлив, и с ними мы тоже хорошо можем.

Ждал, что у Honda будет столько проблем?

«Хонда» радикальна. Это не та команда, которая привозит мелкие обновления. «Хонда» каждый сезон привозит полностью новый байк, и иногда он работает, иногда нет. Еще и поэтому у Маркеса уходит несколько гонок на «зажигание», но когда он приезжает в Европу, байк становится сильно лучше. Очевидно, можно позволить такую философию, если ты очень большой, но это не наши условия.

Ты несколько лет гоняешь в MotoGP со своим братом [Алейшем], но у Марка с Алексом иное положение — они в одной команде. Разве это не рискованно? К тому же Honda — непростой байк.

Им обоим будет трудно, не только Алексу. У Алекса первый год на трудном байке. Вдобавок ко всему этому, он будет гонять с братом, которого очень хорошо знает, очевидно, но с братом особое соперничество. Мне не нравится гонять с моим братом в MotoGP, а если представить одну команду, мне это совсем бы не понравилось.

И потом, его напарник — сильнейший пилот в чемпионате. Алекс в очень трудном положении, но и Марк — ему бы хотелось видеть, что брат хорош на официальной «Хонде». По-моему, гаражом будет трудно управлять, но у них хороший шеф — Альберто Пуч. Он знает, что делать. Они точно будут хороши. Мне любопытно.

А если, например, твой брат упадёт в гонке, как реагировать? Кроме того, Алекс на трудном байке.

Это риск, потому что они как братья очень близки. Это прекрасно. Они всегда вместе дома, вместе тренируются. Из-за этого еще сложнее, потому что если Алекс седьмой-восьмой, это хороший результат, но если Марк первый, уже нет. Им следует в каждой гонке биться на равных, на таком же байке, и от этого соперничество будет расти.

Надо, чтобы всё шло хорошо, как у нас, братьев Эспаргаро — мы оставляем соперничество в гараже и продолжаем нормальные отношения. Это нелегко, потому что надо упорно трудиться.

Что это значит?

Бывает, когда я со своим братом, есть эмоции, которые нельзя обнулить, нет полной лёгкости. Уходит время. Надо разговаривать друг с другом. Хотя нам вполне везёт, у нас есть дети — это предлог повидать друг друга, когда радости особой нет.

Но будет тяжко, потому что люди не знают, насколько велико соперничество в MotoGP. А если у вас брат в той же категории, а не то что в той же команде, будет трудно. Я бы такого себе вообще не хотел.

Лоренсо тебя удивил, когда объявил о пенсии? Он думал, так будет лучше?

Да, потому что нам, пилотам, хотелось бы гонять вечно. Даже когда ты на пенсии, вероятно, внутри что-то остаётся. Подумайте о Педросе. Лоренсо еще молод, он еще хочет гонять. Я знал, он хотел быть тест-пилотом, но когда ты уходишь на пенсию, нужно определённое решение, чтобы изменить свою жизнь.

Хотя я не знаю, что мотивировало Лоренсо. Может, он первым делом хотел прекратить с «Хондой». Для Yamaha это бомба — то, что он тестер. Но когда я уйду на пенсию, думаю, уйду как Педроса, потому что выбор должен быть определённым, особенно если ты делаешь его на людях.

А что тогда ты думаешь о Зарко? Он был неправ, уйдя посреди сезона? К тому же в свете улучшений, которые у тебя были…

По-моему, да. Зарко поставил себе слишком высокие ожидания от КТМ. Вероятно, видя результаты Смита и мои, он думал, что гораздо сильнее нас, что результаты будут куда лучше. Когда он пришел, он осознал, что я неплохо ездил. И он столкнулся с явью, занервничал и захотел тут же прекратить, чтобы найти другую возможность и спасти свою карьеру.

По-моему, тут требуется терпение. Нельзя думать о получении результата на первой или второй гонке. Посмотрите на Лоренсо в «Дукати». Зарко жал со свободных практик, сильно ездил. Всего одна ошибка, и этого хватало для его упадка. Учитываются опыт и терпение. Но в конце концов, КТМ и Зарко нашли удобное соглашение. Уж лучше так.