М. Маркес о силе Квартараро, войне в Suzuki, и (не)искренности Лоренсо

Положение в чемпионате MotoGP можно описать словами песни Владимира Высоцкого: «Красота среди бегущих, первых нет и отстающих, бег на месте общепримиряющий».

Март завершается, в премьер-классе не было ни гонки в Катаре, ни в Таиланде. В апреле не будет и ГП Америк и Аргентины, о чём позаботился коронавириус COVID-19. Во всех зачётах чемпионата у всех 0 очков, так что после 2 этапов 2020 года чемпион Марк Маркес набрал столько же, сколько остальные. MotoGP еще никогда не был таким уравненным.

Гонщик Repsol Honda проводит дни в своём доме в Сервере с братом Алексом, партнёром по команде. С 16 марта, когда Испания ввела сверхкарантин по примеру Италии, время словно стало тянуться бесконечно. У Маркесов нет возможности загрузить в фургон свои мотоциклы и поехать куда-нибудь потренироваться. Все тренировки и развлечения проходят дома и вокруг него.

Начало сезона отложилось до ГП Испании 3 мая, вскоре наверняка отложится еще дальше. Пока волна COVID-19 не спадёт и правительства не отменят меры, которые мешают MotoGP (запрет на массовые сборища, закрытие границ и гоночных треков, отмена авиарейсов), чемпионат не начнётся. Ныне вирусные сводки европейского региона говорят о чём угодно, только не о замедлении COVID-19. Что касается Испании, на 24 марта статистика ВОЗ говорит о 28 572 заболевших и 1 720 погибших. Это вторые по тяжести показатели после Италии (59 138 и 5 746).

Раз нет гонок, о них можно хотя бы говорить. В разговоре с ТВ-каналом DAZN Испания 6-кратный чемпион MotoGP ответил на ряд вопросов, к которым можно возвращаться и сейчас.

Муравей продолжает восстанавливать правое плечо, оперированное в ноябре. Эта пауза весьма кстати: дельтавидная вращательная мышца, чей нерв был повреждён при операции, «начинает оживать».

В истории с пенсией Хорхе Лоренсо, партнёра Маркеса в 2019 году в Repsol Honda, определённо не хватает пары деталей. В прошлом году Лоренсо завершил карьеру, но остался в MotoGP как тест-пилот Yamaha. Сезон на RC213V был сложным и болезненным из-за большой аварии на ГП Нидерландов. Тем не менее, на 7 июня Yamaha запланировала для него выступление в Каталонии.

Старший Маркес сомневается в словах, сказанных Лоренсо на прощальной пресс-конференции. По его мнению, под пенсией Лоренсо изначально подразумевал уход из Honda, а не MotoGP. Он не мог сказать об этом прямо, чтобы без потерь досрочно разорвать 2-летний контракт — такая версия продолжает гулять среди обитателей паддока.

Плотные предсезонные тесты обещали в 2020 году более плотный чемпионат. Прыть таких пилотов, как Фабио Квартараро из Yamaha, и дуэта Suzuki Алекс Ринс и Жоан Мир, вряд ли позволила бы райдеру #93 повторить или превзойти числа 2019 года — рекордные для MotoGP 420 очков и 18 подиумов. Но именно этого Маркес и жаждет — шагнуть еще выше.

Про жизнь в карантине:

Трудно. Я использовал возможность, и навёл порядок в комнате. Время от времени мой брат вручает мне собак, я иду гулять, и прохожу 100 метров. Вот моя тренировка. Стало тяжко, но ко всему надо подходить ответственно, и оставаться дома. К тому же это жизненный урок всем нам, он гораздо сильнее сплотит нас. Истинные герои — санитары. В будущем мы станем ценить их намного сильнее.

Про состояние правого плеча:

Надеюсь, всё станет более-менее нормально. То была моя ошибка, и многих тех, кто был не в курсе. Но мы вернёмся. MotoGP — это наша страсть. Чем раньше начнём действовать, тем лучше.

Плечо понемногу улучшается. До карантина я занимался мотокроссом, флэт-треком. От него больше проблем, чем я ожидал. Нерв оживает и подаёт признаки жизни. Врачи обо мне заботятся.

О предсезонке 2020 года:

Предсезонка нам дорого стоила, но мы всё-таки нашли путь. Сейчас можно эволюционировать, но из двигателя всё-таки трудно что-то достать. Первая гонка пройдёт без теста. Заводы затронуты коронавирусом, работа скорее идёт «в полдросселя».

Когда видишь числа, ощущаешь гордость, работа хорошо выполнена. Но не нужно быть ими одержимым. Каждый год цель — выиграть титул, и дальше улучшаться как пилот и человек. Пока 2019-й был лучше всех, будет очень трудно сравниться или перебить. Так много побед, и всего один ноль. Немыслимо. Ради этого мы здесь — постараться повторить или улучшить.

Про переход Лоренсо из Honda в Yamaha:

В четверг в Валенсии [в ноябре 2019-го] это был сюрприз, как для всех остальных. Я узнал за завтраком из Твиттера. Я просматривал новости и там прочитал. Правда, ему было очень трудно приспособиться к «Хонде», да и травмы ему не помогли.

Лоренсо ушел, потому что как он сказал, ему было страшно, в таком плане. Может, это имело отношение к мотоциклу, потому что раз он способен залезть на другой, и учитывая выступление по шальной карте в Монмело, это потому что спорт его не пугает, не? Может, его напугал байк, или он просто его не понимал.

О восхождении Квартараро в Yamaha:

Фабио переносит тренировочный темп на гонку. Бить его всё труднее и труднее. Маверику [Виньялесу] приходилось труднее, хотя сейчас у него с этим получше. Я тоже проигрывал дуэли из-за нехватки опыта. Он учится, и конечно, в 2020-м, когда мы снова будем гонять, он будет одним из самых боевых соперников. У него не получилось выиграть, но он многое показал.

Это скорее пример духа. «Эффект Фабио» встряхнул Yamaha. Пилоты немного заблудились, как пришел новичок и взял поул в Хересе, а потом все хорошо поехали. Фабио быстр и силён головой. Когда перед ними свободный трек, «Ямахи» могут задавать ритм — это самое важное в MotoGP.

О прогрессе Suzuki и Aprilia в это межсезонье:

Suzuki еще на прошлой предсезонке была очень быстрой, но быстрым был только Ринс. Мир шагнул далеко вперёд, Suzuki стала лучше. Оба конкурентны. На тестах у обоих в гараже шла психологическая война. Когда приходишь в MotoGP, это стимулирует.

Одна из ключевых точек — это постоянство и приспособление под разные кольца и факторы. Надо, чтобы результаты от этого не менялись. Ринс очень быстр. Наверное, ему не хватало постоянства, но опыт приходит с годами.

Алейш [Эспаргаро] — главный работяга в MotoGP. Это невероятно, что он уходит, а на следующий день приходит с прежней мотивацией.

Aprilia старается. Насколько я понимаю, они далеко шагнули. На тестах они очень быстро ездили, но у них проблемы с надёжностью. Конечно же, они с ними разберутся.