Прототипы MotoGP будут «виртуально» омологированы к 25 марта

Посреди мартовской суматохи в MotoGP принято первое решение, имеющее прямое отношение к гонкам 2020 года. Омологация прототипов премьер-класса вступит в силу 25 марта. Это касается всех аэрообтекатетелей, и двигателей заводов, не имеющих послаблений в регламенте.

Таким образом, когда (и если) начнётся чемпионат-2020, мотоциклы будут представлять собой технику с катарских тестов в феврале, последних предсезонных. После 25 марта никаких изменений в конструкции этих областей быть не должно, если только речь не о «скидочных» марках KTM и Aprilia. О новой процедуре удалённой омологации говорится в пресс-релизе на официальном портале чемпионата:

В чемпионате MotoGP существует ряд вопросов, поднятых продолжаемой вспышкой коронавируса и последующей задержкой соревнований, и один из них — техническая омологация.

В классе MotoGP у двигателя весь сезон должны быть одинаковые характеристики — исключение делается только для заводов, допущенных к послаблениям, — а у каждого ездока также предел в 2 версии аэрокорпуса на сезон, на каждого ездока, для которого их можно омологировать.

Обычно характеристики двигателя на сезон омологируются в четверг первого Гран-При, как и первый из двух аэрообтекателей. Из-за отмены класса MotoGP на Лосаиле не для всех заводов это было возможно. Однако QNB Grand Prix of Qatar официально остаётся стартовой точкой сезона, и точкой, где начинают применяться правила омологации.

Как каждый год, в 2020-м характеристики двигателей (кроме машин KTM и Aprilia, так как они допущены к послаблениям) должны оставаться теми же весь сезон, а каждому ездоку надо омологировать первый аэрообтекатель.

В FIM, IRTA, MSMA и «Дорне» все согласны, что по причинам равенства и справедливости омологацию таким образом следует провести удалённо, по-цифровому, как можно скорее.

При нормальных обстоятельствах у заводов есть 2 варианта: либо они могут предоставить в организацию список частей-образцов двигателя, обеспечив сравнение с двигателями, используемых в течение сезона для удостоверения, что изменения не делались, либо они могут предоставить цифровые чертежи. Обычно каждый завод выбирает либо двигатель-образец в сборе, либо образцы всех частей, содержащихся в двигателе.

Это значит, что если у производителя есть ездоки, которые используют двигатели разных характеристик — например, независимая команда, использующая двигатель конструкции прошлого сезона, — он должен предоставить каждый образец.

Honda — исключение, так как это был единственный производитель, который предоставил образцы всех своих двигательных частей в Катаре. Остальные заводы не смогли сделать так в этом году по смягчающим обстоятельствам, и вместо этого отправили в организацию двигатели-образцы, которые должны соответствовать машинам на первом событии-2020.

Цифровые чертежи аэрокорпуса каждого ездока также должны быть предоставлены, и они таким же образом должны омологироваться, если отвечают техническим ограничениям, изложенным в регламенте.

FIM, IRTA, MSMA и Dorna прикладывют все усилия, чтобы сфокусироваться на простоте и ради производителей, и ради применения правил. В MotoGP совсем не учитан период выключения, при котором все заводы должны прекратить любую, всяческую разработку на период времени в какой-либо момент года, в первую очередь из-за трудности надзора за таким правилом.

Разработка любых иных частей машины, не подпадающая под омологацию, таким образом может продолжаться, как в случае любого сезона.

На этот раз полноценную омологацию провести не получилось из-за хаоса вокруг пандемии коронавируса COVID-19. Премьер-класс не мог собраться на Лосаиле перед ГП Катара, так как его итальянская часть застряла дома, когда Катар ввёл обязательный 14-дневный карантин. Затем были перенесены на осень ГП Таиланда, США и Аргентины. Сейчас новым началом сезона в календаре значится ГП Испании 3 мая, однако ждать начала гонок раньше июня-июля вряд ли стоит.

Почему нельзя было сразу омологировать мотоциклы? В начале марта никто из Dorna Sports, федерации FIM, командного союза IRTA и самих заводов не предполагал, до чего всё дойдёт. Когда сорвался катарский заезд MotoGP и был отложен весь тайский этап, технический директор MotoGP Дэнни Олдридж считал, что процедуру можно просто перенести на ближайшую гонку. Тогда это был ГП Америк 5 апреля.

Так как начало сезона, скорее всего, будет уезжать дальше в лето, момент омологации уехал бы вместе с ним. Это путь к неоправданному затягиванию предсезонного периода, и продолжению работы над прототипами. Европейские и японские марки в разных условиях: Aprilia, Ducati и KTM временно остановили производство и отправили большинство сотрудников пережидать карантин против COVID-19 дома, в то время как Honda, Yamaha и Suzuki работают дальше, и теоретически могут продолжать тестировать мотоциклы в Японии.

Впрочем, если нет гонок, от тестов мало толку, объяснял директор Suzuki Ecstar Давиде Бривио. У инженеров нет новых данных, чтобы начать вносить изменения. Единственное, что можно было бы сделать — завершить то, что не успели на тестах. Однако японская часть MotoGP успела всё что было намечено. Даже Honda, у которой из всей межсезонной программы полезным вышел только последний день в Катаре.

Как рассказывал председатель Dorna Кармело Эспелета, шеф Repsol Honda Альберто Пуч был единственным, кто просил его провести этап MotoGP «с тем, что есть». Honda была готова начать сезон и после проваленных тестов. По этой причине она оставила свой японский персонал в Катаре после тестов, чтобы быть готовой к процедуре омологации.

Несколько недель назад заводы MotoGP полагали, что с выгодой используют отсрочку чемпионата. В марте Honda, Aprilia и КТМ собирались провести частные тесты в Хересе, Ducati забронировала трек Рикардо Тормо в Валенсии. По итогам тестов, вероятно, в прототипы могли быть внесены изменения. Но европейские треки с середины марта так же закрыты на карантин, все тесты сорваны. Нет смысла считать, что в ближайшие недели-месяцы это изменится. Мотоциклы для катарских тестов остаются окончательными.

Как бы ни было, период подготовки мотоциклов не должен затягиваться до бесконечности. Зима закончилась, наступила пора гонок. И даже если гонок еще долго не будет, мотоциклы к ним готовы хоть завтра.

Кстати, часть оборудования MotoGP до сих пор остаётся в гаражах Лосаила, уже больше месяца. Перед ГП Катара команды премьер-класса, как могли, паковали мотоциклы, отделку боксов и прочий инструментарий в грузовые авиаящики, чтобы приготовиться к ближайшим этапам. Часть двигателей погрузили в отдельные ящики и вернули в Европу на базы команд, чтобы использовать их на грядущих частных тестах. Тогда они еще были в силе.

По сведениям Motorsport, всё это добро находится под надзором 2 катарских компаний, нанятых FIM. Одна осуществляет охрану гаража-склада 24 часа в сутки, другая прислала специалистов, чтобы следить за поддержанием оптимальных условий в том же гараже ради двигателей.