Поншараль: Если проведём 10 — 12 гонок, уже хорошо

Кевин Шванц (Ассен, 1991)

Сезон MotoGP еще никогда не был таким насыщенным, как в 2020 году. Чемпионат впервые дошел до 20 этапов после добавления возрождённого ГП Финляндии. От этого еще страннее осознавать, что вместо самого длинного сезона за 72-летнюю историю чемпионата нас может ждать сверхкороткий, для которого дюжина Гран-При будет считаться успехом.

Пандемия коронавируса COVID-19 сжимает, но пока не срывает сезон 2020 года. 8 марта в Катаре классы Moto2 и Moto3 открыли гоночный сезон, и уравновесили отмену заезда MotoGP. Из марта и апреля исчезли этапы в Таиланде, США и Аргентине, но их можно найти, если заглянуть в осенний отрезок обновлённого календаря. Большинство крупных международных состязаний переносят активность на вторую часть года, и MotoGP поступает так же.

Правда, рано или поздно свободные места для отложенных Гран-При иссякнут. При необходимости Dorna Sports и федерация FIM уберут летний перерыв, и задействуют тёплые страны для продолжения гонок в декабре и январе. Вероятно, такая решительность позволит сберечь еще 6 — 8 Гран-При, однако все 20 гонок спасти невозможно. Командам, заводам, спонсорам, вещателям и зрителям придётся согласиться на что-то меньшее.

«Из 10 гонок может выйти достойный чемпионат, если необходимо» — таково мнение Пита Байера, директора KTM Motorsport. Владелец команды Tech 3 и председатель командного союза IRTA Эрве Поншараль с ним согласился, когда комментировал проблему для Speedweek. Даже если календарь похудеет вдвое, ничего страшного. Не так давно MotoGP таким и был: например, сезон 1993 состоял из 13 остановок, и это считалось само собой разумеющемся.

Пока пандемия не завершится и мировая экономика не оживёт, не стоит ждать чуда от MotoGP. В ближайшие месяцы мы вряд ли услышим новости кроме новых переносов. В марте Италия, Испания и Франция ввели общенациональный карантин и закрыли границы, чтобы затормозить COVID-19. Вместе с тем, само собой, тормозятся и любые международные события в этих странах. Чрезвычайное положение может продлиться вплоть до мая, поэтому переносы ГП Испании 3 мая, ГП Франции 17 мая, ГП Италии 31 мая и ГП Каталонии 7 июня не должны стать сюрпризом.

Федерация FIM готова пойти навстречу MotoGP и сохранить за ним статус чемпионата мира, даже если в нём не будет 13 требуемых этапов. Последний раз меньше было в сезоне 1986 (12). С тех пор планка ни разу не падала.

Ни Поншаралю, ни еще кому-то в MotoGP не хочется наблюдать за скукоживанием чемпионата до размеров середины 80-х. Но и забывать о такой вероятности нельзя. Сейчас никто не скажет, случится это или нет:

К этому моменту мы понятия не имеем, сколько Гран-При состоится в этом сезоне. В конце концов, я согласен с Питом Байером. Наверное, нам повезёт, если мы сможем сделать 10 — 12 гонок, потому что никто не знает, когда нам снова можно начинать. Может, в июне-июле. Мы не должны забывать, что не так давно чемпионат состоял всего из 12 гонок. То были дни Рейни, Дуэна, Шванца и Гарднера.

При особых обстоятельствах, как сегодня, надо принимать необычные решения, и надо применять другие стандарты. Пускай предписано минимальное число гонок, этот параграф можно изменить, потому что у нас положение упадка. И надо соответно реагировать. В этом году на счёт числа гонок у меня голова не болит, потому что самое важное — как можно скорее восстановить чуточку нормальности в нашей повседневной жизни.

Теоретически число гонок MotoGP 2020 можно снизить хоть до одной, чтобы определить чемпиона за одну попытку. Подобных одноступенчатых соревнований много в лыжном спорте, велоспорте и атлетике. Но следовать их примеру не следует, замечает Поншараль. Даже в первые годы MotoGP, начиная с 1949-го, было не менее 6 этапов. Сезон из 1 этапа смотрелся бы нелепо даже тогда, не говоря про 2020 год:

Всего 1 гонка… Думаю, такого в нашей истории нет, и в нашей ДНК. Не думаю, что это будет справедливо. В сегодняшних обстоятельствах настоящим чемпионатом будет всё от 10 гонок и выше, это точно.

Вопрос, не придётся ли отменить сезон целиком, на несколько секунд поставил Поншараля в тупик. Глава IRTA предпочитает смотреть на светлую сторону. Благодаря строгим санитарным мерам вирус COVID-19 удалось обуздать в Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре. Европа перенимает опыт тотального карантина и полувоенного положения — сейчас это Италия, Франция и Испания, — и скоро тоже может встать на путь оздоровления. Как только откроются границы, возобновятся авиарейсы и разрешат массовые мероприятия, оживёт и MotoGP:

Предпочту на счёт этого не спекулировать. В конце концов, не нам решать. Мы зависим от правительств и властей всего мира. Не следует терять уверенность. Надо держать в уме, что случилось в Китае, Южной Корее и Сингапуре. Вот почему я говорю: я просто не хочу представлять, что гонок нет. Урезание до 10 — 12 событий… При таком упадке к этому надо привыкать.

Давайте посмотрим, что случится через 3 недели. В установке повсюду ограничений была безусловная необходимость. Теперь надо подождать и посмотреть, насколько быстро будет эффект от этих мер.