Суппо: Маркес не отбирал у Росси 10 титул

Росси и Маркес (2008)

Бывший руководитель Ducati Team и Repsol Honda Ливио Суппо «вернулся в эфир». Гранприйная карьера 55-летнего итальянца подошла к концу в 2017-м, когда он ушел на пенсию с поста шефа Repsol Honda. С тех пор Ливио практически не давал интервью. Молчание прервано. В марте он вышел на связь с порталом Motorsport и итальянским шоу Paddock TV. Ниже — отрывки этого разговора.

В «коронавирусную» эпоху специфика MotoGP — это не только переносы гонок и планы организаторов по спасению чемпионата. Начинают по-другому смотреться договоры команд с пилотами, со спонсорами. Платить ли гонщикам, если нет гонок? Сколько платить, если гонки есть, но меньше изначального? Возвращать ли платежи спонсорам, если чемпионат срывается, но не отменяется?

За последние недели на фоне перекраивания календаря MotoGP 2020 у команд, пилотов и спонсоров появилась уйма поводов повнимательнее вчитаться в условия контрактов, на всякий случай. Для Суппо это тема более чем знакома: с 2003 года все эти тонкости входили в его обязанности сначала как руководителя Ducati Team (2003 — 2009), затем как директора по маркетингу Repsol Honda (2010 — 2012), затем как её руководителя (2013 — 2017).

Условия контрактов индивидуальны, рассказал Ливио Paddock TV. С одной стороны, действует общее правило — спонсоры платят только за гонки, пилоты получают зарплату только за гонки. С другой, есть тонкости. Пилот не обязательно лишится дохода, если соревнования отменяются по форс-мажорным причинам. А у спонсоров не обязательно будут основания просить у команд свои деньги назад до тех пор, пока организатор обещает, что чемпионат состоится:

Договоры со спонсорами и ездоками содержат различные оговорки на чрезвычайные случаи, или по форс-мажорным причинам. Если чемпионат отменён, со спонсоров платы не требуют, и в этой точке даже ездоки не получат своих чеков.

Зарплата ездока делится на 2 части: одна относится к спортивным показателям, другая — к правам на образ. В случае паузы первую применить нельзя, так что выплаты прерываются, в зависимости от соглашений, словно ездок покалечился.

Это зависит от рыночных условий сторон на момент соглашения. Например, есть штрафы, предусмотренные для определённого поведения. Единственный раз, когда я кого-то штрафовал, был с Джеком Миллером. Раньше он всегда доставлял проблем, потому что привык выпивать. Я ему был как отец — напоминал, сколько ему будет стоить та последняя бутылка пива, и это сработало.

И наоборот, другим примером был Кейси Стоунер. В 2009-м ему платили зарплату даже при том, что он пропустил 3 гонки.

Скандальное завершение 2015 года пришлось на управление Суппо. Оба пилота Repsol Honda были «замешаны» в исходе чемпионата, за который спорили Лоренсо и Росси — напарники по Movistar Yamaha. Сторонники Росси сочли подозрительной победу Маркеса в Австралии, агрессивную дуэль с Росси в Малайзии, и слишком мирное преследование Лоренсо на последнем ГП Валенсии.

Суппо отмечает, что на гонках Маркес думал только о себе, ему не было дела до противостояния в чужой команде. Как бы ни было, в том году Доктор лишился шанса добавить в статистику гранприйный титул №10:

Единственными гонщиками, которые могли встать между Валентино и Хорхе [на финале в Валенсии], были Дани и Марк. Мы могли попросить наших 2 ездоков вернуться в гараж через несколько кругов, но это было бы плохо для фанатов и спонсоров, так что мы не стали.

На треке он старался по-максимуму. Он выиграл на Филлип-Айленде, но мы слышали, что он мешал Валентино, несмотря на то, что отобрал 5 очков у его соперника [Лоренсо]. Что было, то прошло. К сожалению, некоторые фанаты смотрят на Марка так, словно он забрал у Росси 10 титул.

Ducati, бывшая команда Суппо, с рынка пилотов 2020 года вернулась с пустыми руками. В это межсезонье марка из Болоньи не сумела подписать ни Марка Маркеса, ни Маверика Виньялеса, ни Фабио Квартараро, к которым прилюдно выражала интерес.

По мнению Ливио, Ducati зря сомневается в своих нынешних гонщиках. Довициозо трижды был вице-чемпионом MotoGP, Миллер набирает силу в спутнике Pramac. 2 самых звёздных гонщика, которые водили Desmosedici — Валентино Росси и Хорхе Лоренсо с 10 титулами MotoGP на двоих, — не оправдали надежд. Компании не следует гоняться за большими именами, считает её бывший спортивный директор:

«Дукати» всё время кажется, что её ездоков недостаточно. Взяли бы они Марка, или оставили бы Довициозо, не вижу, чтоб Ducati была в такой плохой форме. У неё есть Джек, у Баньяйя большой потенциал. Есть молодёжь, которая придёт из Мото2. Когда Ducati берёт состоявшихся гонщиков, от них всегда мало толку — посмотрите на Валентино и Хорхе. Когда они берут посторонних, те обычно лучше.

Суппо с неодобрением высказался о возвращении Хорхе Лоренсо в MotoGP. Бывший гонщик Repsol Honda объявил о завершении карьеры осенью 2019-го, чтобы через 3 месяца объявить о присоединении к Yamaha — команде, с которой выиграл 3 титула MotoGP. Пока речь идёт о работе тест-пилота и разовом выступлении на ГП Каталонии, однако за этим просматривается маленькая вероятность вернуться в MotoGP гонщиком — например, с младшей командой Petronas Yamaha SRT в 2021-м.

Бывший директор Repsol Honda назвал этот манёвр «не очень элегантным». Со стороны может показаться, что Лоренсо объявил о завершении карьеры, чтобы без потерь досрочно освободиться от 2-летнего договора с HRC перед уходом к Yamaha. Впрочем, это лишь догадка:

Хорхе — породистый конь. Я с трудом представляю его рабочей лошадкой. По-моему, он думает о возвращении. Хорхе известен тем, что скажет что-нибудь не то не в том месте и не в то время, в истории полно примеров. Это очень специфический пилот, что сильно заметно по соцсетям. Он не очень элегантно себя повёл.