Тарамассо: Новая задняя Michelin выгодна всем, а не кому-то одному

MotoGP для Michelin — это область для развития технологий, и еще прекрасный способ быть в курсе. Может ли факт, что Маркес переподписался и может доминировать до 2024-го, стать проблемой для зрелища?

Да, это может беспокоить, но сейчас Марк на неимоверном уровне. У него талант от природы, он много трудится и много тренируется. Еще он очень аккуратно работает с байком, всегда хочет знать, как работает электроника, как работают шины. Для меня он немного похож на Шумахера в Формуле-1. Он бьёт всех, но есть и другие ездоки, которые могут с ним биться. Само собой, он всегда рядом, на вершине, он постоянен, он быстр и много трудится.

Перемены у Марка могли бы сделать чемпионат привлекательнее в грядущие годы…

Да, это правда. Хотя мы в «Мишлен» хотим, чтобы шины хорошо работали у всех производителей. Мы хотим видеть зрелище, но это ездоки бьются друг с другом на треке, дело не только в шинах. Есть байк, ездок, разные условия и человек, который приспособлен к этому лучше всех. Например, когда влажно, когда мокро, Марк тут же приспосабливается. Он силён во всех условиях.

На какой срок у вас обязательства в MotoGP? Когда наступит время остановиться?

Мы подписали соглашение до конца 2023-го, и хотим тут остаться, по-максимуму разрабатывать шины и искать новые решения на уровне составов. Всех их мы потом можем перенести на свои стандартные шины. Пока мы тут, будем работать вот так.

Правда, зрелище тоже важно. Мы хотим упорных битв в гонках, и чтобы побеждали разные производители. Мы всегда будем работать с такой целью на уме.

Гоночные результаты могут повлиять на ваши будущие решения…

Да, могут. Мы думаем, сегодня у этого чемпионата широчайшая видимость. Она достигает Южной Америки, Азии — рынков, которые нам интересны. На техническом уровне нам удаётся развиваться, хотя не так быстро, как хотелось бы.

Сейчас мы довольны. Думаю, мы надолго останемся. Цель в этом году — побить рекорды [эры Bridgestone] на кольцах типа Остина, Мотеги, Филлип-Айленда, которые еще не наши. Вот такая цель в этом году, и достигнув её, мы поищем другие задачи для достижения.

Вы присутствуете в MotoE, как и в Формуле-Е. Появятся ли особые шины?

Michelin сильно интересует развитие таких «зелёных» технологий. По этой причине мы присутствуем и в MotoE, и в Формуле-Е. В 2019-м шины для MotoE являлись ответвлением передней из MotoGP и задней из национальных Супербайков. В марте и апреле у нас будут тесты в Хересе, будем использовать новые решения. В этой категории нам бы хотелось поработать с переработанными изделиями, строить из того, что мы называем «биологическими ресурсами».

Шина станет совсем другой, и мы над этим работаем. Я не знаю, внедрим ли её в 2020-м и 2021-м. Мы работаем в этом направлении, чтобы перейти на «зелёные» технологии как можно скорее. Может, они будут долговечнее. Задумка в том, чтобы снижать влияние на природу по всем фронтам.