Как Брэд Биндер вернул Южную Африку на карту MotoGP

Календарь MotoGP делает из него по-настоящему мировой чемпионат: в 2020 году пройдут 20 этапов в 15 странах на 4 континентах, от Финляндии до Австралии, от Японии до США. Если же смотреть на национальность участников, MotoGP — сильно европеизированная серия. Например, в старшем 1000-кубовом классе из 22 гонщиков всего 3 «иностранца» — австралиец Джек Миллер, японец Такааки Накагами и южноафриканец Брэд Биндер.

Ручеёк мотогонщиков из Японии и Австралии в Гран-При еще не пересох, тогда как представители Южно-Африканской Республики исчезли на десятилетия. Когда потомки голландских и британских колонистов выступали в чемпионате мира, им было, что показать. Например, Джон Экерольд из Йоханнесбурга: в 1980-м частник верхом на 350-кубовой Bimota-Yamaha выиграл мировой чемпионат GP350, побив западногерманца Антона Манга из заводской Kawasaki. Знаменитый пилот Kawasaki Корк Бэллингтон из Южной Родезии — c 1980-го это Зимбабве — за 1978 — 1979 годы выиграл 4 чемпионата подряд: по паре GP250/GP350 на сезон.

Следующего чемпионства в Гран-При Южная Африка дождалась лишь в 2016 году. Это был момент прорыва Брэда Биндера, талантливого мотогонщика из академгородка Почефструм примерно в 120 км от Йоханнесбурга. Первый удар по чемпионату старший Биндер (его брат Даррен младше на 2,5 года, сейчас он гоняет в Мото3) нанёс в Хересе на ГП Испании. Техническая неполадка перед заездом на его КТМ заставила занять на решётке последнее 35 место. Брэд не просто прорвался вперёд — за 17 кругов он выбрался на первую позицию, а за остальные 5 привёз Николо Булега на КТМ и Франческо Баньяйя на Mahindra почти 3,5 секунды! Вскоре он стал чемпионом мира.

Биндер наконец отплатил за доверие заводской команды Red Bull KTM. Южноафриканец отнюдь не был взрывным гонщиком, который усваивает всё на лету. Прошло 3 года в кубке Red Bull Rookies и 3 года в мировом Мото3, прежде чем из него вышел чемпионский материал. Когда райдер #41 во всём разобрался, его было не удержать. Чемпионат Мото3 2016 он выиграл со 142-очковым преимуществом за 5 этапов до финала — это рекорд младшего Гран-При.

Когда Брэд пришел в Мото2 в 2017-м, он попал в прежнее положение: ничего не получается, как приспособиться к новому классу мотоциклов, не понятно. Уроженец Почефструма так и не стал чемпионом Мото2, но вписал в историю класса 8 побед (3 в 2018-м, 5 в 2019-м) и покинул его как вице-чемпион, всего в 3 баллах позади Алекса Маркеса.

Ступени карьеры

2003 Чемпионат ЮАР по картингу Чемпион в 50-кубовом классе
2009 Red Bull Rookies Cup KTM 14 место
2010 Red Bull Rookies Cup KTM 5 место (2 подиума)
2011 Red Bull Rookies Cup и GP125 KTM и Aprilia 7 место в RBR (1 победа, 2 подиума), 0 очков в GP125
2012 Moto3 Suter Honda и Mahindra 21 место
2013 Moto3 Mahindra 13 место
2014 Moto3 Mahindra 11 место (2 подиума)
2015 Moto3 KTM 6 место (4 подиума)
2016 Moto3 KTM Чемпион (7 побед, 7 подиумов)
2017 Moto2 KTM 8 место (3 подиума)
2018 Moto2 KTM 3 место (3 победы)
2019 Moto2 KTM 2 место (5 побед, 3 подиума)

В 2020-м 24-летний Биндер будет единственным южноафриканцем MotoGP, и одним из участников, кто проделал до чемпионата путь с другого континента. Это его 6 сезон подряд и 3 кубатура Гран-При на борту КТМ. Его напарник — Поль Эспаргаро, его цель — освоиться в классе и продолжить чемпионскую традицию Бэллингтона и Экерольда.

О своей дороге к MotoGP Биндер рассказал в официальном интервью к презентации Red Bull KTM 2020:

Моё путешествие, думаю, довольно сильно отличается от большинства. Изначально я начинал гонять на картах в Южной Африке. Вот где всё началось. Если честно, у нас все эти «гоночки» начались с моего брата. Я хотел заниматься эндуро или мотокроссом — не помню, чем именно, — но в общем я хотел мотокроссовый байк. В общем, папа мне его купил, а брат хотел заниматься картингом, так что папа купил моему брату карт, и наши дорожки разделились.

Когда мы первый раз поехали на трек и попробовали картинг, я решил, что тоже хочу себе такой! В итоге папа купил нам обоим по новому карту. Ну и вот, примерно так начались все эти настоящие «гоночки». Я провёл пару лет в картинге в Южной Африке, и был чемпионом Южной Африки в маленьком 50-кубовом классе. И как только мне исполнилось достаточно, чтобы начать состязаться в 50-кубовой категории ШКМГ, я переключился.

В начале я обычно занимался картингом и гонял на уличном байке одновременно, но потом мне перестали нравиться 4 колеса, и я хотел только ездить на своём 2-колёсном байке. Вот так всё начиналось в Южной Африке. После 2-3 лет гонок я всякое выигрывал в Южной Африке с приличным запасом, и мы с папой решили, что нам, может, стоит попробовать, как там за морем. Ну знаете, просто посмотреть, что там как? Вообще не было такого, что «мы отправляемся за море, чтобы стать ездоком MotoGP». Мы просто хотели посмотреть, где находились по сравнению с кучей других людей.

В общем, в итоге мы днём во вторник вылетели из Южной Африки, приземлились в среду и поехали покупать байк в Англии. Папа подготовил эту штуковину в четверг, а в пятницу и субботу мы гоняли… Где мы были? На Брэндс-Хетче! Моя самая первая гонка вне Южной Африки. Мы тогда ждали, нас выпорят или наваляют, если честно, но мою первую гонку я закончил 2-м, а затем типа «может, в этом мы не так плохи… Стоит попробовать что-то другое, стоит переехать в Европу и посмотреть, что там».