Сводки с полей MotoGP: что тестировали в Малайзии


Введение Yamaha KTM Honda Ducati Suzuki Aprilia

Малазийский Sepang International Circuit в 45 км от столицы Куала-Лумпур — один из треков, который можно назвать домом MotoGP. Этот МотоГран-При проводится с 1999-го — того года, когда состоялось открытие одного из лучших творений трекового архитектора Германна Тильке.

У предсезонных испытаний MotoGP на Сепанге такая же долгая история. Это 5,5-километровое кольцо наверняка поборется за место в тестовом календаре. В эру, когда всё больше этапов наполняют MotoGP — c 2022 года их станет 22 вместо 20, — приходится расчищать место. Пелотон не приезжает на тесты в австралийский Филлип-Айленд, как несколько лет назад, зимой 2021-го не будет тестов и на Лосаиле за 2 недели до открывающего ГП Катара.

Положение Сепанга как тестовой площадки MotoGP незыблемо. Трек принимает 2 тестовые сессии друг за другом — проверочную (shakedown test) и официальную. На предварительной 2 — 4 февраля состоялись важные события: Aprilia устроила дебют своему революционному байку RS-GP 2020, в Yamaha в роли тест-пилота вернулся 3-кратный чемпион MotoGP Хорхе Лоренсо. За 3 дня сессии, куда допускались тест-пилоты, гонщики «скидочных» марок и новички MotoGP, никто не бросил вызов Дани Педроса и Полю Эспаргаро из КТМ.

На основной сессии 7 — 9 февраля пелотон MotoGP собрался в полном составе. В дело вступил 21 гонщик сезона 2020 (не было Андреа Ианноне из Aprilia Gresini, участника «допингового дела»), и 9 тест-пилотов. Кроме «железных» новшеств для прототипов, были важные «резиновые» тесты. Монопоставщик чемпионата Michelin обеспечил ездоков линейкой шин, как на прошлом ГП Малайзии: передние составов soft, medium и hard, задние составов soft и medium. Задние имели в основе новый, чуть более гибкий хваткий каркас для сезона 2020 (первое структурное изменение за 2 года). Мягкий вариант использовался в 2 вариантах для оценки износостойкости обоих.

Заводские команды продолжили испытывать опытную ассиметричную переднюю покрышку с новым каркасом (сейчас используется каркас-2017), как на тестах 2019-го. Она имелась только в жестком составе, и нацелена к дебюту в 2021-м.

* * *

Сепанг — качественная тестовая площадка. Здесь мотоциклы ощущают себя «голыми», ведь явные изъяны тут не скроешь. Идеально настроить байк под что-то одно трудно. 2 больших прямика требуют хорошего рывка после крутых поворотов. Сначала пилоту должен помочь хорошо настроенный контроль тяги, который в предельном наклоне передаст максимум мощности на колесо без пробуксовок, затем — мощь двигателя, чтобы как можно быстрее долететь до следующего поворота.

В конце прямиков нужно устойчивое торможение без подскоков заднего колеса и гуляния влево-вправо, чтобы гонщик точно «нарисовал» вход в поворот. В среднескоростных поворотах критическую важность приобретает желание/нежелание мотоцикла нырять к апексу при отпущенном тормозе, как и момент, когда ездок сможет открыть газ. Чем раньше это можно сделать и чем агрессивнее, без пробуксовки и расширения траектории, тем лучше.

Хорошее время круга можно поставить на любом типе мотоцикле. Если у него мощный мотор и проблемная управляемость, то он не хуже байка с отличной управляемостью и проблемным мотором. На треке достаточно мест, где можно отыграть потери в других областях. 4 быстрейших байка этих тестов ни разу не повторились на высших 4 строчках (Yamaha/Honda/Suzuki/Ducati), и все 6 производителей MotoGP попали в топ-9 с разрывом 0,3 секунды!

И конечно, жара и влажность — дополнительная нагрузка для всего, что может ездить и ходить. Гонщики потеют в комбинезонах и чувствуют мощную пульсацию сердец, тормоза и шины не успевают остывать, электронные блоки греются как в сауне. Сепанг хорош для тестов, но без фанатизма. Покидая февральский трек, MotoGP с удовольствием предвкушает, как скоро попадёт в более прохладный климат.

Преимущество трека — его главный недостаткок. Слишком жаркий климат по меркам других этапов MotoGP делает Сепанг атипичным местом. Двигатели нового сезона, которые казались мягкими, на более холодных Гран-При на самом деле могут оказаться дёргаными, а шины, которые отлично цеплялись за прогретый прорезиненный асфальт, могут превратиться в противоположность самих себя, нарушить равновесие настроек.

По этой причине хорошая скорость на Сепанге может многое сказать о скорости пилота, и может не сказать ничего. За 5 лет никто из «победителей» малазийских тестов не выиграл титул MotoGP. В 2019 году так провалился Данило Петруччи, до него — Хорхе Лоренсо, Маверик Виньялес, снова Лоренсо, и Марк Маркес. Вероятно, в 2020-м традицию придётся продолжить Фабио Квартараро, ведь гонщики частных команд в 4-тактной эре MotoGP (с 2002 года) не выиграли ни одного чемпионата.

Вспомнить, что произошло на тестах в Малайзии год назад, можно здесь.