Ривола: С новым RS-GP проблем еще нет, но они точно будут

Массимо Ривола собственными глазами увидел преображение Aprilia. Когда в прошлом январе структуру Aprilia Racing возглавил бывший директор Scuderia Ferrari, её состояние было весьма депрессивным. 5 сезонов подряд итальянская марка была на дне кубка конструкторов MotoGP. Но 2020 год гоночный отдел Aprilia встречает с огромным энтузиазмом.

Созданный за полгода прототип RS-GP 2020 оправдал и даже превзошел ожидания всех, кто над ним работал. Лидер команды Алейш Эспаргаро воспрянул духом, когда опробовал его в деле на обоих тестах в Малайзии (проверочном и официальном). Аппарат с заново созданным 90-градусным двигателем V4, агрессивным передним спойлером и переработанной развесовкой сразу затмил 3 предыдущие RS-GP, на которых гонял Алейш. Тест-пилот Брэдли Смит тоже получил от Aprilia то, чего ждал — больше поворотной скорости, маневренности и устойчивости на торможении.

В общем протоколе официальных тестов в Малайзии Алейш попал на 9 место с кругом на 0,3 секунды хуже лидера Фабио Квартараро на Yamaha. Так же он провёл сильную 13-круговую симуляцию, всего пару раз выпав из времени 1:59. RS-GP 2020 дебютировал на этих тестах, и уже показывает долговременную скорость на уровне Suzuki (Алекс Ринс) и Yamaha (Маверик Виньялес).

Второй сезон у руля Aprilia Racing начинается у Ривола гораздо веселее. Вероятно, главное, что сделал новый байк — заразил весь гоночный отдел желанием работы. Энергия им еще понадобится. Это только старт, заметил Ривола. Впереди самое тяжелое — превратить RS-GP в постоянного претендента на подиум:

Вроде всё хорошо, но нужно твёрдо стоять на ногах. Байк — шаг вперёд, конечно, и я очень рад, что Алейшу он нравится. Было весьма эмоционально видеть, как после 2 первых кругов он вернулся в гараж со слезами на глазах и сказал: «Наконец-то!».

Лучше всего то, что людей в Ноале он [байк] правда зацепил — не только зимой, а еще летом, — чтобы проектировать двигатель, всё остальное, а ведь путь еще долгий. Вот почему я говорю, что основа хороша. Это точно большой шаг, но в нём надо видеть только начальную точку. Хорошую начальную точку, потому что мы уверены, если шагнём еще, сможем биться с другими. И может, на каких-то треках мы будем очень конкурентными.

Когда RS-GP 2020 существововал только в виде 3D-чертежей, заводы вроде Honda, Yamaha и Ducati уже проводили трековые тесты черновых версий прототипов этого сезона. Долгожданный байк подоспел примерно на полгода позже, чем у конкурентов. Дозревать он будет по ходу сезона. Ривола призвал Эспаргаро готовиться к неприятностям, ведь от сырых машин нельзя ждать образцовой надёжности:

Если учесть, что мы впервые завели двигатель в середине декабря, становится понятно, что он и сейчас правда новый. Вроде как сейчас у нас не так много проблем, но они будут. Такова природа вещей: если начинаешь с чистого листа, будут проблемы. Хорошо, что Алейш так мотивирован, но я всю зиму ему объяснял: «Алейш, байк станет хорош, но у нас будет много проблем, сохраняй спокойствие, мы наберём динамику». Сейчас, когда видно, что байк довольно хорошо работает — это награда и для нас, и для ребят в Ноале.

Над чем поработать? Двигатель — точно аспект, над которым надо поработать еще, потому что у нас не было времени. Надёжность, динамика… Надо еще разобраться, что же мы построили [улыбается]. Но ладно, он ровно работает. Отлично.

К недостаткам нового прототипа Эспаргаро отнёс вялый разгон на 1-2 передачах — на Сепанге с 2 большими прямиками, которые начинались с крутых поворотов, это было очень заметно. Другая слабость — надёжность. Та 13-круговая симуляция, которую испанец провёл в воскресенье, задумывалась как полновесная 20-круговая. Байк такого темпа не выдержал, у него треснул выхлопной коллектор и двигатель потерял мощь.

Так как у Aprilia на этих тестах было 2 байка и минимальный набор запчастей, механики полностью перебрали аппарат Эспаргаро, прежде чем вернуть его на трек. В отличие от соперников, под рукой не было запасного. На втором сначала работал Лоренцо Савадори, затем Брэдли Смит:

Я только раз поговорил об этом с Романо [Альбезиано]. У нас была мелкая проблема с двигателем, как в старые-добрые времена: в месте, которое вообще-то предназначено для гонщиков, двигатель полностью разобрали, люди чистили, готовили… Сегодня так никто не делает. Двигатель вообще-то берут и отправляют домой, а вместо него ставят другой, но у нас дома не так много двигателей, так что пришлось положиться на наших ребят на месте. Вот о какой большой самоотдаче я говорю.

Ривола надеется, Aprilia в течение сезона покинет уже ненавистную ей область 10 — 15 мест и подберётся к глав-5. Марка относится к «скидочным», ей положены 9 двигателей на гонщика вместо 7 и неограниченные возможности по их модернизации. Сердце RS-GP будет в постоянной эволюции, как и настройки ЭБУ:

Уверен, двигатель будут развивать дальше. Если взять один только уровень электроники, которого сегодня достигли, еще много чего сделать. Вопрос не только в замене каких-то частей. Жду, что с середины сезона мы станем очень конкурентными. Очень конкурентными, потому что привыкли видеть «Априлию» в конце пелотона. Сейчас думаю, мы можем попать в середину.

Самым светлым моментом 2019 года для Aprilia стало короткое «соло» Андреа Ианноне. На ГП Австралии ему удалось проехать несколько поворотов впереди всех. Устремлённый Маньяк чуть не попал на подиум, но его подвёл слабоватый двигатель. Ездок Aprilia проиграл финишный рывок до флага, и закончил 6-м в 0,7 секунды от подиума. Ривола уверен, новый RS-GP сможет еще больше:

Потому что байк в прошлом году показал, что может конкурировать на треках типа Филлип-Айленда и Арагона. Надеюсь, он не растеряет хорошие качества, и только наберёт то, чего не хватало. Надеемся, мы сможем так же шагнуть вперёд на треках, где были на 6-7 местах. И может, когда Андреа вернётся, он поведёт гонку больше 24 секунд [смеётся].

Героя Aprilia той гонки в команде нет. С 17 декабря Ианноне находится под временной дисквалификацией — таковы последствия положительного допинг-теста на ГП Малайзии. 4 декабря в Международном суде CDI/FIM состоялся первый суд по иску гонщика, считающего себя невиновным, однако дело пока стоит. Ианноне отстоит свои права, надеется Ривола:

Кто знает… Посмотрим. Путь еще долгий, но довольно обещающий. И я счастлив за всех ребят, которые так упорно работали в эту пору.

Даже при наиболее мягком наказании Ианноне вряд ли вернётся в команду раньше начала сезона 8 марта. Он наверняка пропустит тесты в Катаре 22 — 24 февраля. Пропуск первых Гран-При тоже исключать нельзя. Если же Андреа будет дисквалифицирован серьёзнее (возможен 4-летний запрет), Aprilia придётся с ним расстаться.