Зарко: Я больше не мог выступать за КТМ

Лучший независимый гонщик MotoGP скверно провёл единственный год в заводской команде, ушел на каникулы по ходу сезона, и вернулся в чемпионат снова независимым. Такова история Жоанна Зарко, которая приключилась с ним в 2019 году.

Обладатель 6 призов 2017 — 2018 годов в составе спутника Yamaha Tech 3 многое связывал с переходом в официальную команду Red Bull KTM, и ничего не получил. Техническая пропасть между прототипом М1 — утончённым мягким байком с рядным 4-цилиндровым двигателем и алюминиевой лонжеронной рамой, — и RC16 — развивающимся аппаратом со злобными повадками, двигателем V4 и стальной трубчатой рамой, — оказалсь так широка и глубока, что Зарко не смог её перепрыгнуть.

Француз не сумел закончить начатое, полетел в пропасть. Он провёл в австрийской команде 13 разочаровывающих гонок с результатами от 10 места и ниже, пока не был выставлен за дверь после ГП Сан-Марино. Жоанн не видел просвета в сезоне разочарований, его временами подавленное настроение передавалось и на бригаду механиков. КТМ нашел единственный выход из тупикового положения — убрать француза из команды и передать его мотоцикл тест-пилоту Мике Каллио. Так финн поучаствовал в оставшихся 6 Гран-При.

Изначально 2-летнее совместное путешествие КТМ и Зарко продлилось чуть более полугода. Пилота #5 попросили уйти через месяц после того, как компания по его просьбе вдвое сократила 2-летнее соглашение. У Жоанна не было мотивации устраивать себе и команде еще один блеклый сезон, однако 2019-й он собирался довести до конца. Всё же последнее слово осталось за КТМ.

В беседе с изданием Motosprint Зарко заметил, что отказ от заводского договора посреди сезона был единственным выходом. За рулём RC16 он перестал чувствовать себя прежним гонщиком, который может биться за подиумы и практически за победы. Продолжать финишировать во втором десятке, когда у напарника Поля Эспаргаро уже было 6 место на ГП Франции вместе с пачкой других финишей в глав-10, значило бы продолжать впустую тратить деньги КТМ:

2019-й стал проигрышным вызовом.

У меня был 2-летний договор, но при том, как всё шло, я так продолжать не мог. Я боялся всё потерять. Я предпочёл рискнуть тем, что больше не буду ездить на байке, присматривался к другим путям, которые появились к концу года. Нечему радоваться, когда платят ни за что. Я не мог так жить.

Бывший менеджер пилота Лорен Феллон выполнил просьбу своего клиента — обеспечил переход в заводскую команду MotoGP. Однако Феллон, по мнению пилота, увёл его в ложном направлении от мечты. После ГП Италии 2018 Зарко уволил менеджера, продолжая поддерживать дружеские отношения, участвовал в совместных тренировках. В течение 2018 года года и это сошло на нет.

В 2019 году гоночным наставником стал бывший чемпион мира и США по мотокроссу/суперкроссу Жан-Мишель Бэйль. Союз продержался с этапа в Хересе до момента, когда на австрийском Гран-При было объявлено об исключении второго года в договоре Зарко-КТМ. Бэйль не согласился с «пораженческим» шагом и прекратил помогать ученику контролировать свой нрав, справляться с тяжелыми гоночными уик-эндами. Зарко снова остался один:

Я ни о чём не жалею. И надо добавить, что подписание на КТМ не было целиком моим выбором. Меня поддерживал мой старинный менеджер, которому я сильно доверял, и вероятно, я чересчур ему доверился. Вероятно, это и привело нас к поспешному решению. Сейчас всё позади, и можно двигаться только вперёд и надеяться на лучшее с «Дукати».

Новой командой Зарко будет Avintia Racing — спутник Ducati, который заручился на 2020 год заводской поддержкой (но не новыми Desmosedici). Поначалу райдер не собирался в слабейший коллектив MotoGP с 11 командного места из 11 возможных. После 3 гонок в конце сезона в LCR Honda — команде Лучио Чекинелло требовался пилот вместо Такааки Накагами, ушедшего оперировать плечо, — Зарко рассчитывал на место в Repsol Honda.

Бывший чемпион MotoGP Хорхе Лоренсо проводил такой же неубедительный сезон, как Зарко. Однако между двумя гонщиками было серьёзное отличие — после большой аварии на тренировке в Ассене 32-летний испанец понял, что больше не хочет рисковать и выступать в MotoGP, тогда как 29-летний бывший чемпион Мото2 был здоров и чувствовал, что еще не всё сказал в мотогонках. На ГП Валенсии Лоренсо сделал объявление о немедленном завершении карьеры, освобождая байк Repsol Honda. Временный пилот LCR Honda решил, что судьба дарит ему отличный шанс.