Как выглядел независимый чемпионат MotoGP 2019

Лучший новичок сезона 2018 (за рулём Marc VDS Honda) Франко Морбиделли противоречиво провёл кампанию. 10 место зачёта, 11 финишей в топ-10 и 115 очков за сезон — это намного лучше прошлогодних показателей. Однако итальянец не стал движущей силой новообразованной Petronas Yamaha SRT. Вопреки всем предсезонным прогнозам, и чистая, и гоночная скорость чемпиона Мото2 в седле М1 отличалась от новичка Квартараро со знаком «минус».

В таблице снова выделяется ГП Каталонии — переломная точка независимого сезона MotoGP. К тому моменту Морбиделли 3 раза опередил Квартараро в гонках, где они вместе финишировали. После Каталонии это произошло всего раз, в Малайзии. На домашней для SRT гонке Эль Дьябло быстро затерялся после старта с поула, кошмарно провёл 1-й круг, промахиваясь мимо поворотов из-за высокого давления перегретой передней шины. Это единственный раз 2-й половины сезона, когда Франки оказался лучше.

Нельзя не сказать, что появление Фабио стало холодным душем для всей Yamaha. Француз, будучи в Мото2, лишь со стороны наблюдал за 25-этапной беспобедной серией «камертонов» 2017 — 2018 годов. У Виньялеса и Росси было, на что пожаловаться: двигатель М1 был чересчур инертным, контроль тяги — чересчур ленивым, расход задней шины — чересчур высоким.

Когда пришел Квартараро, кажется, его не сильно интересовали эти подробности. Новый феномен MotoGP взялся за дело с лёгкой головой, растущей увереннстью и убеждённостью, что хорошие результаты возможны на том, что есть. Самый технически отсталый М1 (согласно свежему соглашению на ГП Малайзии между SRT и Yamaha, в 2020-м байк француза станет заводским) едва не стал самым эффективным. Между лидером Yamaha Виньялесом, выигравшим 2 гонки, и частником Квартараро по итогам года всего 19 очков (211 — 192) и 2 позиции (3 — 5)!

Кому-то всегда приходится становиться последним. В стане Yamaha эту неприятную роль сыграл Морбиделли. Кроме регулярных проигрышей по воскресеньям, итальянец проигрывал французу и по субботам. Квалификационная статистика Морбиделли еще печальнее: из 19 квалификаций он выиграл у коллеги всего 3 (Аргентина, Франция, Япония). С ГП Каталонии по ГП Таиланда Франко уступил 9 раз подряд.

Фабио явно не просто так стал 2-м лучшим квалифайером 2019 года. Его результат в зачёте BMW M Award не так далёк от Маркеса, который за 7 лет ни разу не проиграл (384 — 334). Ни чемпионство Мото2, ни многолетние занятия дёрт-треком, мини-байком и кольцом в Академии Валентино Росси не подготовили Морбиделли к такому напарнику. Квартараро появился буквально из ниоткуда (всего 1 победа Мото2, никаких побед в Мото3), и спустя треть дебютного сезона превратился в игрока, которого невозможно застать врасплох.

На ГП Сан-Марино Франко объяснял журналистам чемпионата, что им не следует особенно «доверять» Фабио. Француз в течение сезона повторял, что продолжает добывать недостающие знания по вождению MotoGP. Когда Марк Маркес остался единственным человеком, которого он не мог побить, образ зелёного новичка стал сыпаться:

По-моему, Фабио сейчас мало что осталось учить в MotoGP. Он летает, он ездит сильнее всех, и думаю, ему уже мало что осталось выучить. Может, я сегодня немного поучился у Вале, но я не знаю, повторится ли такое, и пригодится ли где-то. Может, сегодня Квартараро научился чему-то у «Хонды», может, понял, как она себя ведёт, но это было в последних поворотах. Чему еще он хочет научиться?

Если б я был на месте Квартараро и сказал бы вам, что ваши последние круги научили меня, я бы этим вас запугал. По-моему, здесь соперник подумает: «Сколько еще он хочет выучить?». Вижу в этом небольшой тактический ход. Есть такое, это часть игры. Если он реально столькому научился, он бы всем привёз полтрека. Это мне еще многому надо научиться.

Чем силён Фабио? Он способен держать высокую скорость в середине поворота, при этом не особенно стараясь. Я не знаю, как он так делает, но это его сильная черта, и я должен стать лучше, чтобы выйти на его уровень.