Маркес: У нас с Алексом один байк на двоих

До этого лета Марк Маркес был «бесправным» мотоциклистом. 26-летний испанец, который занимается мировыми мотогонками 12 сезонов, стал участником дорожного движения только в 2019-м.

В прошлом декабре он использовал паузу в тренировках (из-за операции на плече), чтобы сдать теоретический экзамен по вождению, а в июне после ГП Италии сдал практический, куда включены фигуры пилотажа на тестовой площадке и езда по общественным дорогам. Права категории А были успешно получены, вдобавок к автомобильным.

Соревновательнй азарт 8-кратный чемпион Гран-При оставляет на треках MotoGP и тренировочных площадках, рассказал он в беседе с Marca на мотовыставке EICMA 2019 в Милане. Он не мог получить права раньше, так как мама Росера была против. В последние годы Марк успокоился и вышел из возраста, когда дороги тоже воспринимаются гоночным треком.

У тебя только что появились мотоправа. Ездить по улицам так же весело, как по треку?

Это разное. Для меня это что-то другое. Когда надо съездить в Барселону, или проехаться по городу, всё помогает. Но ты выступаешь в другой роли. Когда я езжу с друзьями, мы ездим по особому маршруту. Езда по улицам меня не раздражает. Я говорю своим друзьям: если хотите, я оплачу, и мы едем на трек. Но я настаиваю: мы едем на трек только погонять, больше ничего.

Тебя хоть раз штрафовали, как получил права?

На мотоцикле нет.

О чём думал инструктор, когда принимал у тебя экзамены?

Его уже предупредили, особенно насчёт тестовой площадки. Я сдавал экзамен в Льейде, а молва пошла раньше. Я ездил со своим братом. Нам сказали приехать, когда они закончат, чтобы побыть одним.

Когда мы приехали, был инструктор, и еще был его сын, и двоюродный брат, и двоюродная сестра… Мы пофотографировались, и я думал, что после всех этих фото, и так как мы одни, они не станут нас просить продолжать. Но такого не было. Мы одели защиту, шлемы, перчатки, и выполняли тесты.

По ощущениям безопаснее 350 км/ч по треку, или на улице?

На треке чувствую больше безопасности, потому что я этим занимаюсь с детства. Более того, уровень безопасности сейчас правда высок. Всегда есть риск, и риск всегда будет. Мы все ездим в одном направлении, и мы все профессионалы.

В то же время на улицах проблема не в тебе. Риск из-за других. К тому же когда выезжаешь на шоссе, можно столкнуться с непредвиденными вещами. На автомобиле и так трудно, а на байке тем более. Нужна повышенная осторожность.

Когда ты на байке на улице, что получается лучше всего?

Терпеливо перемещаться в пространстве. 5 лет назад моя мать мне сказала: «Тебе нельзя получать мотоправа». И это потому что я был слишком безрассудным. Сейчас, с течением времени — а я знаю, я еще молод, потому что мне всего 26, — я другой.

Я обдумал это еще раз. Я в курсе, каковы риски. Меня удивляет, насколько спокойным я могу становиться. Сейчас я расслаблен. 5 лет назад это было невозможно, разум всегда хотел состязаний. Сейчас я более спокойный человек.

Чем предпочитаешь пользоваться: мотоциклом или автомобилем?

По городу предпочитаю мотоцикл, а за городом мой предпочтительный вариант — автомобиль.

Каким мотоциклом пользуешься для уличных поездок?

Скутером X-ADV. Конечно, я им очень редко пользуюсь, прошел не больше 1 000 километров. Это говорит обо всём.

Твой брат Алекс составляет тебе компанию на мотоцикле?

Нет. Ни я с ним не кооперируюсь, ни наоборот. И одновременно с ним не ездим. На улицах мы этого никогда не делали. У нас всего один мотоцикл, и либо он его берёт, либо я.

Что порекомендуешь молодёжи, которая начинает ездить на мотоцикле?

Прежде всего, проявляйте осторожность. Нужно много дней накатать на мотоцикле, проехать много километров — вот в чём суть. Рекомендую на 100%. В начале мощностью не интересуйтесь вообще. Потом, когда будет опыт — это другое. Я не начинал сразу с MotoGP. Я начинал с малых категорий, и поднимался. Не нужно хотеть от первого мотоцикла, чтобы он был самым мощным.

Как можно увеличить видимость чемпионата?

Мотоциклизм всю жизнь был на испанском телевидении, потом Mediaset, а теперь весь спорт вещают по платным каналам. Люди в Испании с трудом принимают такой замысел.

Dorna работает, чтобы чемпионат MotoGP стал заметнее в СМИ. Заметность трудно увеличить, потому что так много испанских гонщиков еще никогда не было. И не знаю, будет ли так в будущем.

В испанском мотоциклизме суперский момент. Это в руках «Дорны». На открытую аудиторию очень трудно выйти, это ясно, но проделана работа, чтобы выйти через платные платформы. Со своей стороны я не могу сделать больше. Моя работа — по полной выкладываться на треке, а заметность — это работа Dorna. Это она управляет чемпионатом.

Сейчас, когда ты в одиночку ездишь по дорогам, как оценишь их безопаснсть?

Можно сделать намного лучше. Вопрос ограждений, участки, которые они закрывают… Ясно, что 100-процентной безопасности никогда не будет.

Безопасность на дорогах можно улучшить. Первое, что сделать — чтоб водители знали: нельзя водить с мобильными телефонами. Вести и переписываться по WhatsApp — это ошибка. Вообще-то из-за WhatsApp кто-то может попасть в ДТП.

Что думаешь о новой Honda CBR1000RR-R?

Первый вопрос, который возник: это вообще уличный мотоцикл или что? Этот мотоцикл валит, на нём очень весело ездить. И в то же время он очень безопасный. По уровню электроники не дотягивает до MotoGP, но безопасность такая же. Контроль тяги, анти-вили, АБС, которой нет у нас в MotoGP… Я хотел побуксовать, а он не буксует. Очень безопасный мотоцикл.

Как ты развился как гонщик?

И как личность, и как гонщик я повзрослел. Об этом иногда забывают, но мы — дети, которые взрослеют на виду у камер и микрофонов. Об этом мои люди мне и говорят — они видят, что я спокойнее. Я всегда был порывистым, но эти порывы можно больше контролировать и изнутри, и снаружи, на треке.

Другое дело — порыв радости, когда побеждает мой брат. Такие порывы я контролировать не хочу. Порыв счастья бывает не часто, и когда это происходит, его не нужно контролировать.