Уэйн Рейни вернулся на байк через 26 лет после аварии (видео)

Гоночная карьера 3-кратного завоевателя GP500 Уэйна Рейни закончилась прямо на треке. 5 сентября 1993-го чемпион 1990 — 1992 годов ехал на своей #1 Yamaha YZR500 по кольцу Мизано в гонке ГП Италии, после которой оставалось всего 2 этапа. В том сезоне Рейни бился за 4 титул подряд с гонщиком Suzuki Кевином Шванцем. Во всём чемпионате было не сыскать более сильного гонщика.

Скоростная авария в правом повороте 1 (тогда трек Мизано был закручен в обратную сторону; в современной конфигурации это последний левый 16-й) стала роковой. После падения американец крайне неудачно кувыркнулся в гравийной зоне, ударил голову и сломал позвоночник. Оказалось, навсегда. Вернуть ему здоровье врачи не смогли — 32-летний Рейни остался парализованным ниже пояса. Титул 1993 года выиграл Шванц.

Чемпиону пришлось покинуть мотоспорт, но не спорт вообще. В 1996-м Рейни снова начал гонять, теперь в картинге. Самодельный аппарат с 92-сильным мотоциклетным мотором Yamaha и особым ручным тормозом мог разгоняться до 220 км/ч. Картинг вернул Уэйну то, чего ему не хватало — гоночный азарт. Американец занимался калифорнийской серией World SuperKart до 2013 года.

Авария 1993 года многое изменила в повседневной жизни, но не разлучила с гонками. Рейни владел гранприйной командой Marlboro Yamaha в конце 90-х, а в 2015-м стал президентом MotoAmerica — бывшего всеамериканского чемпионата AMA Superbike. С тех пор при поддержке федерации FIM и Dorna Sports он старается восстановить мост, по которому пилоты из США в 80-е — нулевые попадали в MotoGP и WSBK. Кроме Рейни, по нему прошли чемпионы Гран-При Фредди Спенсер, Эдди Лоусон, Кевин Шванц, Ники Хэйден, чемпионы WSBK Колин Эдвардс и Бэн Спис, и другие.

Теперь и сам Рейни вернулся в седло мотоцикла. Портал MotoAmerica опубликовал видео, на котором 59-летний президент чемпионата ездит на спортбайке Yamaha R1 по треку Willow Springs в родном штате Калифорния. Это первые километры на мотоцикле с того чёрного сентябрьского дня 1993-го.

Ради события Alpinestars изготовила гоночный комбинезон в красно-белой расцветке — такой же, как у Рейни и команды Marlboro Yamaha в былые годы. Представительство Yamaha Motor USA предоставило комплект деталей для переделки R1. Пересев из инвалидного кресла, Уэйн ощутил более крупное, цепкое седло, ручное переключение передач и специальные хваты для мотоботов, дабы не слетали с подножек. В классическом комбезе и точно таком же шлеме Shoei он был практически неотличим от самого себя 26 лет назад.

За 26 лет спортбайки сильно изменились. Сегодня на гоночном треке они могут дать фору тем 500-кубовым 2-тактным машинам, которые в 90-х были вершиной развития гоночных байков. Пока Рейни знакомился с новым R1, непривычным было всё. Например, умный рулевой демпфер:

Мы с механиками разговаривали про рулевой демпфер. Я сказал: ого, да он свободный! Они сказали: «Ну, когда поедете, рулевой демпфер электронный, он затягивается, когда вы едете». Я подумал: ого, кое-что чуть-чуть изменилось [улыбается].

Экс-чемпион GP500 очень доволен возможностью, от которой сначала хотел отказаться. В соцсетях Уэйн поблагодарил за то, что его снова сделали мотоциклистом:

Вчера впервые за 26 лет выпала возможность поездить на мотоцикле. И это был взрыв. Большое спасибо @YamahaMotorUSA и @alpinestars, что помогли это осуществить.