КТМ позже всех в MotoGP внедрил «лопатку»

Самый ярый противник так называемого устройства охлаждения задней шины («лопатки») сдался. КТМ — последний из 6 производителей MotoGP, прикрутивший к маятникам своих прототипов специальные устройства. На ГП Малайзии «лопатки» впервые в 2019 году можно было заметить на заводских RC16 Поля Эспаргаро и Мики Каллио.

Спор о законности устройства весной расколол некогда дружный союз производителей MSMA. Гонку ГП Катара Андреа Довициозо, Данило Петруччи и Джек Миллер (из-за оторвавшегося седла австралиец не финишировал) провели на байках с устройством, официально омологированном как охладитель задней шины. Соперники раглядели в горизонтальных планках настоящий спойлер, прижимающий заднее колесо к земле.

Технический регламент MotoGP запрещает использовать аэродинамику везде, кроме так называемого аэрокорпуса (обтекатель+переднее колесо). Сославшись на «незаконный» спойлер в неположенном месте, Honda, Aprilia, Suzuki и КТМ (Yamaha воздержалась) после гонки подали протест. Их интересовало, на каком основании одобрена эта деталь.

Дело дошло до апелляционного суда FIM. Накануне ГП Аргентины Ducati удалось одержать там победу. Лопатка была признана мотофедерацией №1 законной на основании объяснения Ducati, что прижимная сила хоть и присутствует, но как вторичная, «паразитная» функция. Основное назначение — действительно охлаждение шины. Сначала Honda, затем все остальные переняли спойлер-охладитель.

В этом глубоком конфликте (MSMA с тех пор ни разу не собиралась) самая категоричная позиция была у КТМ. Руководитель заводской команды Майк Ляйтнер призывал не разбираться в вопросе, а просто запретить в MotoGP всю аэродинамику, включая крылышки. По мнению австрийца, это всем сэкономило бы и деньги, и время. Австрийцы еще до гонки в Катаре предупреждали итальянцев, что будут протестовать. Тем не менее, техническая эволюция 2019-го пошла по пути Ducati.

Фото Мэта Оксли

Обозреватель MotoGP Мэт Оксли в заметке для Motorsport Magazine пишет, что все гонщики конкурирующих марок указывают на первичную значимость прижимной силы, а не охлаждения, как заявляла Ducati. На торможении лопатка полезна тем, что мешает заднему колесу отрываться от земли на торможении. Максимальное замедление обеспечивается, когда оба колеса контактируют с асфальтом. Если заднее скачет, гонщику приходится отпускать тормоз, выравнивая байк. Тормозной пусть растёт.

На ГП Малайзии Поль Эспаргаро сказал следующее:

Мы чувствуем больше поддержки от задка на торможении, больше силы от задней шины. Вот поэтому все производители этим занимаются — повышают прижимную силу.

Лопатка работает, даже когда мотоцикл приседает на переднее колесо и количество набегающего воздуха под пластиковым брюхом уменьшается. Устройство приносит пользу, и не будет запрещено, объяснил Оксли технической директор MotoGP Дэнни Олдридж. Оно выполняет обе функции — аэродинамическую и охладительную. Объяснение Ducati нельзя считать полностью ошибочным:

Я омологирую предметы на основе подтверждения, которое получаю от заводов. Что там говорят гонщики — это другое. Очевидно, это уже не серая область, и такие вещи есть у всех заводов, так что в 2020-м они будут разрешены. И они не только ради прижимной силы. К примеру, Suzuki говорит, что когда просматривает свои данные, предмет охлаждает шину.

К следующему году правила станут яснее. Заводам дозволят только 1 изменение в течение сезона, и если вы уберёте предмет, то это ваше изменение. То есть изменить конструкцию можно только раз, но изменённая должна стоять всегда, за исключением дождя.