Люцци: Когда Марк залезает на байк, он полностью трансформируется

Марк Маркес, временами нахваливая команду за совместные успехи в MotoGP, имеет в виду не только Repsol Honda в целом. Маркес ссылается на свою «великолепную девятку» — бригаду техников, во главе которых находится шеф-механик Санти Эрнандес. Ядро этой группы — пятеро человек, включая Санти, — обслуживают технику пилота #93 с 2011 года, дебютного сезона в Moto2. Вступив в MotoGP в 2013-м, ядро увеличилось на 2-х итальянских специалистов. Еще 2 человека — механик и подвесочник Ohlins, — присоединились несколько сезонов назад.

Карло Люцци работает в бригаде Маркеса с 2013 года. У этого инженера-электронщика автомобильные корни: после окончания университета в Италии он перебрался в Великобританию и начинал техником-подвесочником в автогонках. Люцци получил гоночный опыт в ралли-марафоне «Дакар» и даже в Формуле-1. В 2000-м он получил заманчивое предложение от Toyota присоединится к её будущей команде Ф-1, однако 30-летний итальянец решил буквально начать заново и уйти в мотогонки — туда, куда давно хотел.

Люцци пришел в одну из команд GP125, затем провёл 2 сезона в GP250, еще 2 сезона в мировом Супербайке, пока по просьбе бывшего директора заводской команды Yamaha Давиде Бривио (сейчас это шеф команды Suzuki Ecstar) не пришел в бригаду Колина Эдвардса, 2-кратного чемпиона WSBK и сокомандника Валентино Росси в 2005 — 2007 годах. В конце концов, пройдя через бригады Хорхе Лоренсо, Андреа Довициозо и Кейси Стоунера, Люцци присоединился к Маркесу, чтобы отвечать за электронные настройки на его RC213V.

Люцци поделился своим опытом в новом интервью для издания Cycle World:

У меня всегда была страсть к мотоциклам. Я был [занят] в автомобилях, просто потому что не нашел ничего, имеющего отношение к мотоциклам. Я поехал в Англию, потому что так было проще найти мотоциклетную работу. Больше вам скажу: я вообще никогда не любил математику, но я пошел в инженерию, потому что хотел работать с мотоциклами.

Вы работали с поразительным списком мировых чемпионов: Хорхе Лоренсо, Андреа Довициозо, Кейси Стоунер, и с 2013-го с Марком Маркесом. Некоторые из этих ездоков — довольно сложные персонажи.

Да, но мне очень повезло, потому что эти ездоки были чемпионами. Многому учишься. Можно много лет работать с «нормальными» гонщиками, но в момент, когда приходит кто-то очень сильный и объясняет, что ему нужно, это другой мир. Все разные, но по ряду параметров все чемпионы одинаковые.

В каком смысле?

В целом, по 2 вещам: они правда ясные, и у них одинаковая цель. Они безусловно одержимы победами.

Это именно одержимость, не устремлённость?

Одержимость ведёт к устремлённости. Устремлённость — следующий шаг после одержимости.

Все они перфекционисты?

В разном. Кейси не был перфекционистом. Среди ездоков, с которыми я работал, мотоцикл интересовал его меньше всего, он забывал о нём. Мы — инженеры, наша жизнь запрограммирована вокруг мотоцикла. Ты всегда присматриваешь способы улучшить динамику, чтобы быстрее ездить. Комментарии Кейси, когда он слезал с байка — я вам не скажу, потому что они были, — но когда он уходил, он забывал обо всём. На следующий день, когда он возвращался, он садился на мотоцикл и газовал!

Что вам больше всего нравится в Марке Маркесе-спортсмене?

В Марке больше всего впечатляет, что у него много достоинств. У меня большой опыт, я работал со многими ездоками. Есть ездоки, которые очень сильны в одних областях, а в других — меньше. Но если вы попросите меня назвать область, в которой Марк не на 100%, я не смогу. Это поразительно. И он никогда не устаёт улучшаться. Он родился перфекционистом.

Из этих достоинств, которые есть у Маркеса, как вы говорите, какое выделяется над остальными?

У Марка 2 личности. Я всегда говорю, он — Джекилл и Хайд. В гараже он техничен на 100%, он всё суперхорошо объясняет, спокойно и тихо. Когда он залезает на мотоцикл, он полностью трансформируется, становится страстным. У него есть характер, дух и яйца.

А потом, когда он перед прессой, он всегда на позитиве. На технических собраниях происходит то же самое: он всегда начинает на позитиве, даже если есть вещи, которые не нравятся.

У вас в гараже испанские, итальянские и японские члены персонала. На каком языке вы говорите по ходу уик-энда?

По ситуации. У нас 3 языка, потому что Марк хорошо говорит по-итальянски. Но если мы одни, мы с ним стараемся говорить по-испански. Если рядом с нами японцы и у них технические комментарии, мы говорим по-английски.

Помимо профессиональных, у вас есть какие-то отношения?

Эти отношения и личные тоже. Мне почти 50 лет, а Марку 26. О дружбе говорить нельзя, потому что мы в разном положении, но личные отношения есть, и много. Само собой, когда мы в гараже, это работа на 100%.

В конце концов, могут быть хорошие ощущения, можно поладить, подружиться, но это не обязательно делает слабее, потому что на треке никто не подарит вам десятую за факт, что вы ладите с ездоком.

Последний вопрос. Сколько раз ваши друзья в Италии вас спрашивали: «Что вы с Маркесом делаете?»

В каком смысле? После произошедшего в 2015-м?

Нет, я в общем смысле. Вы — итальянец, и всё же каждый день делаете всё возможное, чтобы бить итальянских ездоков.

О да, само собой, такое говорят, но всегда дружелюбным тоном. Но я всегда отвечаю одно и то же: когда я почти выпустился из университета, я отправил резюме, включая одно в «Дукати». До сих пор жду ответа. Мне пришлось эмигрировать в другую страну, чтобы начать работать.