WSBK: Заявление Юджина Лаверти о бойкоте гонки в Аргентине

19 гонщиков старшей категории мирового Супербайка приехали в Аргентину на 12 этап сезона — предпоследний в 2019 году. Однако, когда в субботу на кольце Сан-Хуан Вилликум началась гонка №1, со стартовой решетки рвануло всего 12. Лорис Баз из Ten Kate Racing Yamaha не принял участие по настоянию врачей, так как у его запястья неважный вид после падения на квалификации. Остальные пилоты устроили бойкот.

Юджин Лаверти, Леон Камье, Марко Меландри, Чаз Дэвис, Сандро Кортезе и Рюичи Кийонари сочли состояние кольца опасным для гонок. Претензии к качеству асфальта, который переуложили за несколько дней до аргентинского визита WSBK, стали звучать с пятницы. Гонщики не смогли толком использовать открывающий день, так как собственными силами занимались чисткой трека, на котором было много пыли и песка. Лидер дня Альваро Баутиста на СП-2 поставил время 1:43.6 — это почти на 2 секунды медленнее того, что показывал WSBK на трассе год назад.

Мотоцикл подбросил Леона Хэзлама в начале СП-2, когда у англичанина заблокировалась задняя шина при сбросе газа (на заглавном фото). Лорис Баз покалечил запястье в похожей аварии на Суперпоуле. Гоночная траектория по всему Вилликуму вряд ли была шире 1 метра. За её пределами гонщиков ждал грязный асфальт и околонулевой держак, поэтому они едва наклоняли мотоциклы в поворотах. Вдобавок, при дневной жаре асфальт становился еще менее пригодным для езды, когда из него начинал сочиться гудрон. Гонщики устроили собрание перед заездом и большинство согласилось, что в таких условиях нет смысла гонять.

Тем не менее, на старте построилось 12 атлетов. Альваро Баутиста выиграл гонку у Джонатана Рея и Топрака Разгатлиоглу на асфальте, который был нагрет примерно до 45 градусов. Никто не упал, и более того, Альваро показал лучший круг 1:40.919, то есть почти на 3 секунды быстрее пятницы. Чистка трека, в том числе гоночными мотоциклами и автомобилями безопасности, дала свои плоды — безопасный «коридор» удалось сделать шире.

Юджин Лаверти — один из гонщиков, который сильно не доволен аргентинским уик-эндом, и дело не только в треке. Бойкот субботней гонки, который должен был пройти согласно соображениями безопасности, получился частичным. Гонщики не показали единства, как того требовала ситуация, считает ирландец. В частности, он невысоко оценил позицию Рея — чемпиона WSBK и члена пилотской Комиссии безопасности (кроме Лаверти и Рея, в ней состоят Чаз Дэвис, Леон Камье и Рэнди Крумменахер из класса Суперспорт). Перед гонкой Рей согласился поддержать бойкот, но в последний момент передумал.

По следам этих событий Лаверти совместно с Камье, Дэвисом, Кийонари, Меландри и Кортезе сделал заявление в своих соцсетях:

Гоночные мотоциклы — наша детская мечта, наша страсть и наше средство к существованию. Мы не хотим чего-то большего, чем построиться [на решетке] и выдать всё что можно, когда погаснут огни. Мы вообще не хотим подводить пришедших фанатов, зрителей дома, наших спонсоров, наши команды или наших производителей. Однако иногда надо отстаивать то что правильно, особенно когда это касается безопасности гонщиков. Ниже мы приводим предпосылки, почему шестеро из нас сегодня неохотно приняли решение не гонять.

За 20 минут до открытия пит-аллеи у большинства гонщиков WSBK (14 из 18) состоялась частная встреча, где мы все согласились, что нам было неудобно гонять при таком состоянии трека в Сан-Хуане. Предпочтительным вариантом была отмена сегодняшней гонки и перенес на завтра, с 2 полновесными гонками при прогнозе более холодных условий в воскресенье. Этот вариант донесли до организаторов.

Опять же, большинство гонщиков согласилось, что это был наилучший компромис. Гонки в воскресенье, а не в субботу, давали организаторам возможность дальше чистить трек и извлечь преимущество из пониженной температуры (при более холодных условиях, имевших место на утренней сессии СП-3, все ездоки были согласны, что кольцо было в приемлемом состоянии).

Вот как мы понимаем, почему работу, которую следовало проделать над треком, сурово задержали. Под этим подразумевается, что асфальт закончили всего за несколько дней накануне события WorldSBK. Судя по всему, из-за этого у нового покрытия не было времени затвердеть, и таким образом, при сегодняшней крайне высокой температуре через поверхность сочился смолистый гудрон. Как мы понимаем, эта смола, вероятно, спровоцировала огромную верховку Хэзлама и отправила База в больницу (обоих во время круга выезда).

Ситуация со смолой была подтверждена лишь за 10 минут до открытия пит-аллеи, когда офицер безопасности FIM, участвовавший в заключительной проверке, показал нам фотографии сочащейся смолы, которую они запечатлели перед этим. Посмотрев эти кадры, мы ждали, что организаторы ни за что не позволят состояться гонке при таких очевидных опасностях.

Несколько месяцев все были в курсе насчёт условий, которые мы, скорее всего, обнаружим в Сан-Хуане. Несмотря на это, мы приехали сюда на кольцо, которое по нашему мнению как гонщиков не соответствует назначению. Это подтвердил представитель FIM, который нам сказал, что кольцо не дотягивало до омологационных требований даже до того, как начался уик-энд. Есть несколько вопросов, по которым не дотянули.

Сегодня у нас была возможность собраться вместе группой и продемонстрировать, что мы готовы идти на огромные риски только на кольцах, которые отвечают стандарту безопасности 2019-го. В силу различного внешнего давления, оказываемого на ездоков, и личных интересов, наша группа 14-и раскололась и наш голос не услышали. Наоборот, шестеро из нас стали смотреться подрывающим меньшинством, не желающим гонять. Это просто неправда.

Мы верим в организаторов, что они убедятся, что каждое кольцо, которое мы посещаем, соответствует назначению безотносительно того, с какими вызовами могут сталкиваться в разных географических местностях. С какими бы вызовами они не сталкивались, по нашему мнению, следует хотя бы выслушивать гонщиков и быть готовыми приспособить расписание по ходу уик-энда, если это в интересах безопасности.

Никто не хочет, чтобы изменения вносили только из-за инцидента. Мы надеемся, что после сегодняшнего продолжится и окрепнет сотрудничество между гонщиками, командами, Dorna и FIM, чтобы гарантировать, что безопасность гонщиков остаётся приоритетом нашего спорта.

Теперь давайте готовиться к завтрашней гонке.