Ассенский кошмар-1992: как Дуэн чуть не остался без ноги

Вечером следующего дня после аварии врачи заметили: что-то правда не так. Нога не должна была настолько распухнуть. Стало понятно, что кровообращение действительно нарушено из-за промахов при операции и послеоперационных часов.

Местная медицинская бригада приступила ко второй операции, но доктора Косту уже было не остановить: благодаря его настойчивости Дуэна и Кевина Шванца (в ассенской гонке он столкнулся с Эдди Лоусоном, упал и сломал руку) всё-таки отправили в Италию к опытным специалистам. Из-за гангрены (омертвение тканей) ногу могли ампутировать:

Тем вечером в полночь меня примчали на неотложную операцию. Мне сделали надрез с тыла колена до лодыжки, через ступню и вперёд. «Хроническая» гангрена… Её пока не было, но она уже начиналась.

Вскоре после этого мне собирались ампутировать ногу, и вот тогда послышался Коста. Он организовал медицинский самолёт, чтобы прилетел и подобрал нас с Кевином Шванцем, и забрал в Болонью.

У меня была такая жидкая кровь, что сначала хотели поддержать внутренние органы, до того, как побескоились о ноге.

Итальянские специалисты закрепили переломы особой клеткой из двух углеволоконных колец, нижней П-образной пластины и закрепительных стальных стержней для правильного заживания. После операции правую ногу пришили к здоровой левой — только так можно было вернуть нормальное кровоснабжение. После двух некачественных операций Дуэн наконец-то получил грамотное медицинское обслуживание.

Едва не оставшись без ноги, австралиец всё равно обдумывал возвращение в чемпионат. События после голландского уик-энда ничего не ускорили: Мик вернулся шесть недель спустя, 21 августа, как и после «нормальной» операции, которую сразу предложил доктор Коста:

Все детали таковы — он спас мне ногу, за что я благодарен, но я спешил с вовращением, так что он «украл» немного кожи с других частей, чтобы поместить мне на ноги. Через шесть недель я вернулся в Бразилии.

Сезон 1992 уже завершался. Бразильская гонка на Интерлагосе и южноафриканская в Кьялами были последними попытками что-то предпринять. Удивительно, но даже на этой стадии ездок Honda вёл чемпионат с 22-очковым запасом! Впрочем, Рейни это исправил: в Бразилии американец выиграл третью гонку сезона, тогда как австралиец остался ни с чем на 12 месте.

На финал в Кьялами Дуэн прибыл с преимуществом в 2 очка. Ему не обязательно выигрывать, но пропускать соперника из Marlboro Team Roberts было никак нельзя. В свою очередь, Рейни тоже знал: важна не победа, а позиция впереди Дуэна. Так и получилось: Рейни приехал третьим, Дуэн шестым. Коллега Дуэна Уэйн Гарднер немного помог в своём последнем гранприйном выступлении, когда оттеснил Рейни со второго места на третье. Американца это тоже устраивало, ведь он набрал на 4 балла больше.

В 1992-м Мик снова стал вице-чемпионом, уступив корону Рейни. Для последнего это будет завершающий титул, тогда как Дуэна ждали пять в 1994 — 1998 годах. После инцидента он был весьма осторожен, что помогло сохранить здоровье и добиться таких заметных успехов. Следующая сильная травма произойдёт лишь в 1999-м на мокрой тренировке ГП Испании. Опять сломав правую ногу в нескольких местах (при операции ему одели почти такую же конструкцию, как в 92-м), пятикратный чемпион некоторое время спустя объявил о завершении карьеры.

Ассенская авария годами напоминала о себе и Дуэну, и зрителям. Со стороны можно было кое о чём догадаться: маленький рычажок на руле под большой палец левой руки, который был внедрён в 1993-м, работал дублёром заднего ножного тормоза. Это было необычное решение, однако другого выбора не было: правая лодыжка так и не набрала крепости, чтобы нажимать на педаль.

26 июня 1992-го стал худшим днём в карьере пятикратного. Но Дуэн кое-что извлёк из аварии:

В лучшие времена авария — это неидеально… Но маленький простой точно помог.

Не только Дуэн и Шванц пострадали на том злополучном уик-энде. Еще два сильных гонщика даже не дотянули до гонки. Как упоминалось ранее, на тренировке Рейни было слишком неудобно пилотировать «Ямаху» после травм в Германии, он снялся с этапа. Уэйн Гарднер, второй гонщик Rothmans Honda, на тренировке тоже травмировался и выбыл. Заводская Honda попала в тяжкое положение: оба райдера были не в состоянии выйти на старт.

Ассен покалечил сразу трёх фаворитов, одному не дал выйти на старт, и еще одному не дал финишировать (Эдди Лоусон выбыл после столкновения со Шванцем). В гонке ведущая группа состояла из непривычных лиц: за победу бились напарник Рейни по Marlboro Team Roberts Джон Косински, напарник Лоусона по Cagiva Team Agostini Алекс Баррос, и независимый гонщик из Campsa Honda Team Алекс Кривье.

С преимуществом 0,762 секунды над Косински первым финиширует Кривье. 22-летний дебютант из Испании впервые выиграл заезд премьер-класса. Его пути с Дуэном пересекутся самым плотным образом: в 1994 — 1999 годах они будут напарниками по Repsol Honda. Став первым испанским чемпионом премьер-класса в 99-м, Кривье увеличит серию титулов заводской Honda до шести подряд.