Ассенский кошмар-1992: как Дуэн чуть не остался без ноги

27 лет назад 26 июня стал чёрным днём в блестящем гранприйном сезоне Мика Дуэна. Австралиец был восходящей звездой класса GP500: дебютант 1989 года занял третье место в сезоне 1990 позади Уэйна Рейни и Кевина Шванца, а годом спустя чуть не стал чемпионом. Единственная осечка — низовка на ГП Нидерландов и безвозвратный сход, — повернула чемпионат в пользу Рейни. Дуэн бился с ним с первого этапа, и в конце проиграл лишь девять очков.

По злой иронии, в 1992-м австралиец снова споткнулся об Ассен. В отличие от аварии 91-го, новая была куда серьёзнее. На тренировке Могучий Мик упал со своей Honda NSR500 и сломал правую ногу в двух местах. С такой травмой не гоняют, и Дуэну было не избежать паузы в чемпионате, однако положениие складывалось в его пользу.

Когда наступил ГП Нидерландов — восьмой этап того сезона, — у райдера Rothmans Honda было пять побед и два вторых места. По приезду в Собор мотоспорта — и поныне единственный трек, с 1949 года не расстававшийся с MotoGP, — у него была 65-очковая подушка над Рейни. Казалось, Дуэн готов снова разочаровать соперников, ведь это явно был его год…

Двойной перелом ноги был не худшей новостью, рассказывал в 2018-м Дуэн в интервью порталу WhichCar. Но об этом австралиец узнает чуть позже:

В аварии не было ничего необычного, если честно. Я просто проехал старт-финишную полосу, и видимо, выбросили красные флаги, когда у кого-то пролилась жидкость. И я вошел в поворот 1 где-то на 160-180 км/ч, и когда выходил, штуковина огрызнулась заносом и стряхнула меня вверх.

Обычно, когда разбиваешься, движешься к обочине трека, но из-за того, что я был практически на прямике, я «прошел» по дороге, а сверху на мне был байк. Я старался вывернуться из-под него, но это было неправильно. Вывернулось всё, кроме ноги, так что я вроде как сам и сломал её, по сути.

В этом несчастном случае австралиец заполучил ожидаемый тип травмы — двойной спиральный перелом лучевой кости ноги. Кость сломалась не от удара, а от силы скручивания.

Громадный запас очков не делал из аварии большой беды. До конца сезона оставалось шесть этапов, включая Ассен. В розыгрыше находилось 120 очков, что давало Рейни шансы на третий титул GP500 подряд. Но их нужно было заработать.

Как показали дальнейшие события, американец с большим трудом перекрыл 65-очковый дефицит, так как сам был травмирован на предыдущем ГП Германии (в аварии Рейни сломал несколько рёбер, запястье, и повредил колено). В Ассене из-за этого он не смог выступить, потому вероятные 120 очков уже превращались в 100.

Тем вечером Дуэн решал, что делать дальше. Авторитетный доктор Клаудио Коста, директор гранприйной «Клиника Мобиле», посоветовал вылететь в Италию. Восстановление после операции выключило бы Дуэна на шесть недель и три этапа (12 июля в Венгрии, 19 июля во Франции, 2 августа в Великобритании). Пилот Honda решил, цена слишком высока, и отмёл этот вариант. Он не хотел ходить полтора месяца в гипсе, видя, как такой удачный сезон уплывает в руки Рейни.

Дуэн поинтересовался у Косты, не лучше ли прямо в Ассене скрепить кость с помощью фиксирующих винтов. Доктор согласился, что в этом был смысл. Хотя это было бы временное решение, для мотогонщика две ноги лучше одной. В таком состоянии австралийцу можно было вернуться в чемпионат всего через две недели, к Венгрии (памятное место — в 90-м на Хунгароринге Мик впервые стал победителем Гран-При). Затем он мог дотянуть до финала сезона, управляя очковым преимуществом:

[Я спросил:] что если мы её скрепим винтами? К тому моменту времени я вёл чемпионат с большим отрывом, и было два свободных уик-энда — это был большой перерыв.

Дуэн ошибся. Спешка в итоге стоила ему первого титула, который был отложен судьбой с 1992-го на 1994-й. Тогда он этого не знал. Выбрав быстрый вариант, Дуэн надеялся, что всё точно пойдёт по плану:

У меня был нейрохирург-британец, который говорил «приезжай в Британию», и был парень-американец, который говорил «приезжай в Штаты». Но я сказал: давайте просто возьмём и сделаем, давайте просто здесь.

Я посмотрел на врача-голландца и спросил, кто тут хирург-ортопед, а он сказал: «Мы все одинаковые, все ходили в ту же школу». Я подумал, было странновато такое сказать.

Доктор Коста наблюдал за операцией, хотя у него не было возможности вмешаться в процесс. Внимательный итальянец заметил, что у ассенских врачей явные профессиональные проблемы. Даже на следующий день Коста не мог ничего предпринять:

Хирург-итальянец [Коста] смог прийти на операцию, но он не мог оперировать. В общем, его вывели из операционной по ходу операции, потому что ему было видно, что они что-то делали не так. По сути, я веду к тому, что они, я уверен, закрыли рану до того, как вообще посмотреть, остановилось ли внутреннее кровотечение.

Затем мне одели полугипс и подняли ногу, что опять же не делается, видимо. Утром пришел врач-итальянец и сделал так, что этот гипс сняли и опустили мне ногу, чтобы была какая-то циркуляция [крови]. Его снова увели и надели [гипс] обратно.