Оксли: Крылья в MotoGP рождают… новые крылья

У Хорхе Лоренсо самые большие плавники на баке — распечатаны в 3D в HRC, когда он посещал Японию после Муджелло, — что неудивительно, потому что Лоренсо запустил эту моду, когда был в «Дукати». Он хотел бак, который можно плотнее обхватывать, и протуберанцы над бёдрами, не дающими вылетать вперёд.

А главная причина этих новомодных устройств — это лишняя сила торможения, которая возможна из-за прижимной силы, создаваемой последней аэродинамикой MotoGP.

«Предел силы g на тормозах — это держак», объясняет техник Brembo по тормозам Андреа Пеллегрини. «Новая аэродинамика повышает прижимную силу передней шины на торможении, что даёт шине больше держака. Это значит, ездок может тормозить позже и жестче».

Это обычная гоночно-техническая спираль: конструкторы создают более мощные двигатели, поэтому шинные техники строят шины с большим держаком, поэтому инженеры по шасси конструиуют рамы и маятники с большей твёрдостью…

Сейчас торможение — самый физически требовательный аспект езды на байке MotoGP. Давайте возьмём в пример Кэла Крачлоу. Британец весит 66 кило, а его ездовой экип весит еще 11 кило или где-то так. Это 77 кило. Давайте предположим, 60% этой нагрузки он каждый раз передаёт на запястья, когда тормозит; остальные берут на себя бёдра, ступни и пятая точка. Это значит, его запястья на тормозах берут на себя нагрузку в 80 кило. На Каталунье как минимум семь крупных точек торможения, так что по ходу воскресной гонки Крачлоу «жал лёжа» 80 кило 170 раз, как и имел дело с поворачиванием и силами g на разгонах.

«Вот почему у нас так сильно поднимается пульс — потому что мы задерживаем дыхание в областях торможения, как будто делаем жим лёжа. Ты напрягаешься изо всех сил и задерживаешь дыхание на 3-4-5 секунд, затем выдыхаешь, когда переходишь к повороту. Но следующий поворот может быть всего в 3-4 секундах, так что приходится проделывать то же самое раз за разом, снова и снова.

Когда тормозишь, ты напрягаешь всё тело, и я не имею понятия, когда снова начинаю дышать, но знаю, что должен. Здесь, в первом повороте Каталуньи, не думаю, что начинаешь дышать до выхода из второго поворота, потому что когда делаешь перекладку между первым и вторым, напряжение такое же, как на торможении».

И у Крачлоу, и у сокомандника по LCR Такааки Накагами есть вырезы в их крышках бензобаков, но самые увеличенные (после Лоренсо) использует Джек Миллер и еще несколько райдеров Ducati.

«Когда тормозишь, используешь ступни и колени. Вот почему на наших бензобаках сейчас губы — просто чтобы вцепиться коленями в и под них», говорит австралиец. «Когда тормозишь, давишь на подножки ступнями, и вдавливаешь колени в бензобак, и это положение используется как фиксатор нижней части тела. Тогда на руки приходится вес верхнего тела, а не вес всего тела. Здесь, на Каталунье так особо делаешь в повороте 10, где вжимаешь колени под губы, чтобы как можно больше веса снять с рук.

Плавники на новом баке Лоренсо точно окрылили его в воскресенье, как минимум пока он не заблокировал перед в повороте 10 на втором круге. «Мне было очень хорошо на байке, я много навёрстывал на торможении», сказал он. Такого он не говорил ни на одной из первых шести гонок 2019-го.

Большой вопрос таков: превратят ли новые части трёхкратного короля MotoGP в победителя на RC213V? Может, в Ассене у него станет еще больше улучшений — вероятно, включая новый обтекатель, сконструированный, чтобы на его колени приходилось больше силы торможения, — но на извилистом голландском треке райдеры меньше любого другого кольца MotoGP пользуются тормозами. Брно и Ред Булл Ринг — оба очень требовательны к тормозам, — могут стать местом, где Лоренсо сделает прорыв.