Есть ли любовь между Aprilia и Team Gresini?

Медленно, но верно гранприйный проект Aprilia приобретает облик истинно заводской команды. С этого сезона у подразделения Aprilia Racing два начальника вместо одного (технический директор Романо Альбезиано и спортивный директор Массимо Ривола), хорошо организованная тест-команда (усилена всем штатом серии WSBK) и испытатель Брэдли Смит, пилот MotoGP в 2013 — 2018 годах.

Проект в 2015-м был совсем другим, когда марка снова вошла в премьер-класс. За всю инженерию и организацию отвечал один Альбезиано, RS-GP представлял из себя недопрототип, следующую фазу развития упрощённого мотоцикла класса CRT, а тестами занимался Майк ди Мельо. Чемпион GP125 2008 года не мог дать «Априлии» многого, так как в MotoGP он никогда не водил хорошие мотоциклы. 2014 год он провёл в седле CRT-байка Avintia, годом спустя пересел на годовалый Ducati Desmosedici. В конце 2017-го от его услуг отказались.

Алейш Эспаргаро дважды входил в глав-10 на первых трёх этапах 2019-го. Эти результаты укладываются в допустимое окно, дела команды идут лучше кошмарного 2018-го. Но организации еще кое-чего не хватает. Команду нельзя назвать ни заводской, ни частной. Aprilia Racing Team Gresini — это что-то среднее. Заводские инженеры работают с техниками Фаусто Грезини в его собственной команде. Командной ячейкой все эти годы владеет итальянец. Такому проекту «гостевой» статус не совсем к лицу.

Грезини отработал с «Априлией» четыре сезона согласно первому соглашению, в 2018-м стороны продлили его на три новых сезона. Не всё было гладко — например, Грезини рассматривал вариант стать спутником Suzuki, — но работа продолжается. Возможно, это их последнее соглашение. Сейчас в MotoGP 22 гонщика, 11 командных ячеек, и Dorna Sports в большем не нуждается. Однако, у председателя Кармело Эспелеты есть две запасных ячейки, которыми можно расширить чемпионат. Если Валентино Росси к 2022 году не «прокачает» свою Sky Racing Team VR46 до MotoGP, то Aprilia становится главным кандидатом на запасные места.

Обозреватель MotoGP Мануэль Печино чувствует, между заводом и командой если не напряжение, то холод. Aprilia не может навязывать свои решения, но и Грезини не может действовать независимо. В частности, приведение в 2017 году Сэма Лоуса отнюдь не вызвало у итальянца энтузиазма. Один из главных аварийщиков Moto2, к сожалению, тем же самым отличился в MotoGP — за 2017 год он упал 31 раз, больше всех. Лоус рановато пришел в MotoGP, но с Aprilia спора не получилось. Кроме того, завод бывает не слишком расторопен. Команда хочет более живого обновления мотоциклов.

Пока у них не получается «подать на развод». Suzuki продолжает быть заводом-одиночкой, тогда как Aprilia не может занять пустующую ячейку, ведь таких нет. Команде Petronas Yamaha SRT в 2018-м сильно повезло, что положение Хорхе Мартинеса пошатнулось. Так она выкупила место у Angel Nieto Team и пустила корни в MotoGP (и заняла все классы Гран-При). Aprilia и Team Gresini подождут ещё. Мысли о разводе вряд ли надолго покинули их умы:

Третья ножка под скамейкой «Априлии» [после Андреа Ианноне и Алейша Эспаргаро] — это команда. Как мы знаем, Aprilia — единственный представленный в MotoGP завод, у которого нет собственной команды. Они работают под управлением Фаусто Грезини, или скорее внутри Team Gresini, потому что только часть членов команды «Априлии» — работники фабрики Ноале, тогда как другая часть — работники структуры Фаусто.

Этот формат вырабатывает ситуации, которые… Как бы их описать? Представьте, что в одном сокращённом пространстве, в боксах MotoGP, где напряжения и требования высоки до небес, мы работаем на двух разных шефов, которые иногда действуют с разной насыщенностью, и по-разному обрабатывают послания. Составили картину?

Но если не ошибаюсь, в прошлом году соглашение «Априлия/Грезини» было подписано еще на три сезона. Я лично думаю, что текущий формат пересмотрят скорее раньше, чем позже. Конкурентность в MotoGP берётся не только из технической конкурентности, но еще из организационной конкурентности. Просто спросите Yamaha.

В поездке в Остин [на ГП Америк] я оказался в самолёте с членами команды Грезини. Там были люди из Мото3, Мото2, и несколько из MotoGP. Я спросил об остальных… «Оу, их тут нет, они путешествуют с другой стороной. Они из Aprilia, они к нам не имеют отношения».

Не сомневаюсь, скорее раньше, чем позже Aprilia создаст собственный бокс и сделают команду Aprilia истинно заводской командой. Каким образом, и когда? Полагаю, лучшей персоной, которая ответит на эти вопросы, был бы Массимо Ривола, бывший спортивный директор Ferrari.