MegaRide: Шины можно перегреть и на Северном полюсе

Победа в Апелляционном суде FIM принесла Ducati не только удовлетворение от подтверждения законности лопатки-дефлектора. Марка сожалеет, что конкуренты в деталях узнали, как добиться охлаждения задней шины, не нарушая запрет руководства к техническому регламенту от 2 марта на генерацию прижимной силы. У Ducati было преимущество в сфере, которой пренебрегали другие. Возможно, скоро оно исчезнет.

С получением этого преимущества заводу из Болоньи помогала компания MegaRide. Проект-стартап, созданный в 2016-м инженерами Неаполитанского университета Флавио Фаррони, Александром Сахневичем и Франческо Тимпоне, быстро стал завоёвывать доверие. Ducati, один из первых крупных клиентов, заключил с MegaRide соглашение на 2017 и 2018 годы. Новости о продлении пока не было.

Познания специалистов Неаполитанского университета по термодинамике шин — один из факторов, вернувших Ducati на путь побед. Марка выиграла с ней 14 гонок — 11 с Андреа Довициозо, 3 с Хорхе Лоренсо. Последний успех на ГП Катара был сочтён спорным, пока Апеляционный суд не подтвердил безосновательность жалобы Honda, Suzuki, KTM и Aprilia.

Чтобы подкрепить позицию, Ducati использовала на суде технический отчёт MegaRide. Там содержалась информация о работе лопатки, которую Ducati не хотела раскрывать. К сожалению для неё и к счастью для противоположной стороны, на суде приводились детали программного обеспечения (ПО) MegaRide, которое на основе данных с датчиков мотоцикла симулирует уйму шинных параметров: карты трения шина/поверхность, жесткость каркаса шин, воздействие тепла и износа на держак, и не только. Для чемпионата, где с 2016-го запрещена ультраточная заводская электроника, понимание шин — ключ к победам.

Председатель MegaRide Флавио Фаррони пояснил crash.net участие в «деле Ducati»:

Мы — техники и академики, трудимся в лаборатории и моделируем движения. Было интересно побыть свидетелями у наших партнёров, но «моторспортивная политика» нас особо не заботит.

В таком широком раскрытии конфиденциальных тем никогда нет ничего хорошего. С другой стороны, было довольно интересно, что дело в суде позволило нам рассказать об исследовательской деятельности, которую мы проводим в Неаполе.

[Устройство] было разработано… для создания охлаждающего течения, которое позволяет шине работать в оптимальном диапазоне, чтобы направлять поток свежего воздуха на внешнюю поверхность шины.

Аэродинамик из Формулы-1 Али Роуленд-Рауз делился с обозревателем MotoGP Мэтом Оксли предположением, что лопатка пригружает задок мотоцикла, из-за чего колесу тяжелее буксовать. Когда нет пробуксовок, нет и скачков температуры. Фаррони не согласен:

Не думаю, что в этом был бы смысл… Повышение прижимной силы означает более крупное пятно контакта шины, повышение тангенциальных [по касательной] сил и тепла от сил трения.

С нашей стороны доказательства ясны. Я не могу количественно оценить эффект устройства [по причине конфиденциальности], но с нашей точки зрения, основная мишень — это только оптимальная температура шины.

Один из доводов апеллянтов: устройство охлаждения шины не билось с температурными условиями ГП Катара. В вечерней гонке асфальт остыл до 19ºС, при том что в MotoGP бывают этапы с температурой за 50ºС. Зачем охлаждение, если нет жары? Феррони замечает, не всё так просто:

Если ваше транспортное средство вырабатывает высокую энергию, шины можно перегреть и на Северном полюсе!

Между MegaRide и Ducati был заключён эксклюзивный «двухколёсный» договор. Он означает, что фирма из Неаполя не работала с другими мотопроизводителями. Её остальные клиенты представляют мир четырёх колёс. Феррони хочет продолжить это сотрудничество:

Синергия отличная. Оказалось, у наших партнёров такое же любопытство и интерес к инженерным вызовам. Это было неимоверное приключение. Мы счастливы, что стартаповый проект растёт.

Наша роль в MotoGP, в основном, в фазе развития транспортного средства. Мы предоставляем софт и инструментарий, полезный для получения большей информации, чтобы правильно делать выборы, но конечное решение — в руках клиента.