Ривола: Я предупреждал Ducati о протесте

У Ducati впереди несколько беспокойных дней: команду могут оставить без победы Андреа Довициозо и шестого места Данило Петруччи на ГП Катара, если Апелляционный суд FIM удовлетворит жалобу четырёх заводов MotoGP. Согласно ей, мотоцикл победителя, как и два других Desmosedici 2019, был оснащён незаконным аэродинамическим элементом под маятником. Апелляционная группа стюардов MotoGP с этим не согласилась, результаты Гран-При пока нетронуты.

Новый директор Aprilia Racing Массимо Ривола подробно объяснил GPOne этот протест. Ducati удивило, что лопатка/ковшик стала спорной после гонки, а не ранее, когда заводы MotoGP получили пояснения технического директора Дэнни Олдриджа. Правда, несколько недель назад Ривола по телефону предупредил директора Ducati Corse Луиджи Даллинья, что Aprilia опротестует устройство. К ней присоединились все, кроме Yamaha.

Speedweek приводит следующий комментарий Ривола:

Мы проанализировали этот дождевой дефлектор. Мы уверены, он незаконен. Несколько недель назад мы позвонили в «Дукати» и предупредили, что опротестуем его.

Все четыре протеста указывали на расхождение заявленного и вероятного назначения. Ducati получила омологацию на лопатку как на «дождевой дефлектор», то есть на крыло/брызговик для отвода от заднего колеса потока воды, идущего спереди. Марка взяла идею Yamaha с ГП Валенсии 2018. То устройство тоже было одобрено техническим директором Дэнни Олдриджем как повышающее безопасность пилота.

Aprilia изучила дефлектор и пришла к выводу, что оно работает увеличителем прижимной силы, то есть встроено в аэродинамику мотоцикла и при этом не является частью аэрокорпуса. Во-первых, ГП Катара не был дождевым, поэтому ставить брызговики бессмысленно. Во-вторых, в дефлекторе есть три планки с прорезями. Значит, это тройное крыло, указывает Ривола. К примеру, брызговик Yamaha сплошной, без прорезей:

19 февраля пришло уведомление от Дэнни Олдриджа, что он разрешает использование в случае дождя. Затем 2 марта пришло следующее уведомление, что устройство не должно вырабатывать никакого аэродинамического эффекта.

Aprilia смоделировала работу дефлектора Ducati, прислала Олдриджу 3D-модель. Так как они стояли на Desmosedici вместе с фартуками на передних колёсах, можно сделать предположение, это единая система, разгоняющая воздух под мотоциклом:

Мы показали, что в той области перед задним колесом воздух движется очень быстро, и чем быстрее движется, тем меньшее крыло нужно, чтобы генерировать нагрузку.

Ривола действительно называет дефлектор крылом, и даёт пояснение:

На деле в этом ковшике три крыла. Это триплан классической формы. А зачем туда поставили три крыла? Это риторический вопрос. Любой инженер-аэродинамик вам скажет, что это ради генерации прижимной силы.

Нам пытались объяснять, что это не только для отвода воды — это еще помогало охлаждать заднюю шину. От этой проблемы страдал Петруччи, один из самых тяжелых пилотов [улыбается]. Затем устройством воспользовался еще и Довициозо, который заметно легче. К тому же использование устройства для охлаждения резины в Катаре, где проблема обратная из-за вечерного падения температуры — это бессмыслица.

Протест был продуман заранее, он не связан с фактом победы гонщика Ducati. Ривола предупредил не только Даллинья, но и Олдриджа. Aprilia догадывалась о вероятности отклонения протеста, поэтому сразу была подана апелляция в Апелляционный суд FIM:

Мы знали, что наш протест отклонят, поэтому у нас уже была готова апелляция [улыбается]. Но хотите кое-что узнать? Нам не надо доказывать, что устройство, которым пользуется «Дукати», аэродинамическое, способное генерировать нагрузку. Это им надо доказать, что это не так. С данными. Очевидно, решение отклонить протест было политическим. Никто не хочет оспаривать работу Дэнни Олдриджа.

Факт в том, что новый аэродинамический регламент был принят ради снижения конструкторских расходов. Таков дух этой нормы. Однако, это решение диаметрально противоположно: оно позволяет обходить регламент изучением всяких лазеек для улучшения производительности. И очевидно, если в распоряжении Дома 20 инженеров-аэродинамиков, а у другого всего один, можно найти много решений.

[пауза]

Я давно в гонках, и на гоночную машину не добавят даже грамма, если он не улучшает динамику.

[пауза]

Я не хочу быть профессором, который пришел из Ф-1 учить писать регламенты. Я — не техник, но нам нужно больше профессионализма.