Юрченко: В большом спорте со спортсменами мало считаются

Скорый Гран-При Катара для Макара Юрченко — нечто среднее между стартом второго сезона Moto3 и продолжением первого. Российский гонщик под флагом Казахстана в прошлом году выступал и против соперников, и против обстоятельств, не имевших прямого отношения к гонкам.

Первым стартом мировой мотогоночной карьеры Макара были семь этапов 2018 года во французской команде CIP — Green Power. Всё закончилось, когда пилота #76 вопреки договору исключили ради итальянца Стефано Нэпа. Заниматься восстановлением справедливости в суде Макар не стал. Его опыт в Гран-При говорит о том, что время и нервы лучше приберечь для будущего, а не прошлого.

Юрченко переключился на другую команду — итальянскую Marinelli Snipers. Гранприйная карьера должна была возобновиться в 2019-м, а возобновилась раньше: при поддержке Автодрома Сокол он съездил на ГП Малайзии. В этом тройном дебюте (впервые на трассе Сепанг, впервые в команде Marinelli Snipers, впервые на байке Honda) Макар финишировал 17-м. Накануне второго сезона в Мото3 у ездока #76 уже была «разминочная» гонка на новой технике, в новом окружении.

К сожалению для петербуржца, завертелись шестерёнки истории, не сулившей ничего хорошего. Пилот Marinelli Snipers Романо Фенати, спокойно проводивший дебютный год в Мото2, несколько ранее подорвал свою карьеру эпизодом на ГП Сан-Марино. Нажатие на тормоз на мотоцикле соперника Стефано Манзи имело далеко идущие последствия: дисквалификация на остаток сезона, разрыв договоров и с Marinelli Snipers, и с Forward Racing, куда он должен был перейти в 2019-м.

Казалось, с Юрченко эта история не могла пересечься, однако пересеклась. Фенати нашел дорогу назад. Marinelli Snipers взяла его обратно в Мото3 (итальянец гонял за неё третий сезон), не имея свободного места. Оно появилось, когда менеджер команды и менеджер Фенати Стефано Бэдон поспособствовал «футбольному» трансферу с отправкой Макара в испанский коллектив BOE Skull Rider Mugen Race. Это сильно удивило команду #76: то, что типично для футбола, совсем не типично для мотогонок.

Сопровождать странный манёвр — Фенати при одобрении организатора Dorna Sports возвращали в Marinelli Snipers буквально вопреки всему, — приходилось на ходу. Детали спонсорских сделок Юрченко и новой команды входили в прямое противоречие. Из-за этого, например, сорвалось участие в тестах осенью 2018-го. Хотя сторонам удалось подписать соглашение, которое совмещает и 2019 год в BOE Skull Rider Mugen Race, и 2019 — 2020 годы с Marinelli Snipers, процесс длится до сих пор.

Колёса гранприйной карьеры Юрченко закрутились буквально вчера, но уже поймали много ям. Увы, без влияния в Гран-При невозможно корректировать закулисные процессы. Когда Макар выйдет на старт ГП Катара 10 марта, это будет девятая гонка в третьей команде. Трудно сказать, встанет ли теперь карьера в спокойную колею. По ходу 2019-го Макар вернётся к переговорам о возвращении к «Снайперам». Это всё, в чём пока можно быть уверенным.

Макар рассказал нам об этих событиях.

Макар, в твоей гранприйной карьере нет и десятка гонок, а команда уже третья. Только ты начал обустраиваться в Marinelli Snipers, как тебя перевели в BOE Skull Rider Mugen Race. Что произошло за кулисами этой истории?

Да, действительно, я начал знакомиться с командой Marinelli Snipers и с мотоциклом Honda. В рамках знакомства с мотоциклом и с командой, и при большой поддержке Sokol Racetrack был спланирован уайлд-кард на Гран-При Малайзии. И во время этого этапа поступила информация о том, что я должен выступать за BOE, которую я не хотел воспринимать всерьез.

Мы действительно тогда подумали, что это шутка, потому что в паддоке чемпионата не может быть такого, что пилот подписал контракт с одной командой на платной основе, а его перевели в другую. Но уже по возвращении в Европу где-то в ноябре мы поняли, что с нами не шутят, и нам лучше сделать так, чем, скажем, воспротивиться, и по горькому опыту прошлого сезона остаться правыми в ситуации, но за бортом чемпионата и карьеры.

Вообще, мир большого спорта таков, что с самим спортсменом мало кто считается. Просто люди не видят нашей жизни и другой стороны медали. А то, что показывают по ТВ – это же красота. Так и должно быть.

Проясни длительность переговорного процесса. Изначальные условия с BOE никуда не годились?

Да, было много вопросов касаемо контрактов и условий. Я не могу их разглашать, но длилось это всё долго и непросто, так как слишком много участников переговоров — две команды, «Дорна», я и те люди, которые меня поддерживают, а это несколько спонсоров, — и слишком много вопросов, которые необходимо было решить.

До сих пор некоторые моменты требуют дополнительного обсуждения и согласования. И со всех сторон это вызывает бешеное давление.

Осенние тесты пропустил из-за этой истории?

Да, к сожалению, был вынужден пропустить осенние тесты. Это было очень неправильно со стороны Marinelli Snipers, ведь все соглашения с ними на тот момент были в силе, половина сезона уже была проплачена, а к BOE никакого отношения я еще не имел.

По контракту с Marinelli я был обязан быть на этих тестах. Я знал, что меня там никто не ждет, но я приехал. Моего мотоцикла в боксе не было. С другой стороны, если бы я не приехал, команда могла вполне обвинить меня в невыполнении обязательств и расторгнуть единственный существующий контракт.

При этом все СМИ трубили, что я подписал контракт с BOE и мы просто всё скрываем. А мы сидели с моим менеджером и думали: «Черт возьми, вы вообще понимаете, что пишите?!»

Фенати словно выдавил тебя из команды. С другой стороны, итальянец пережил несколько тяжелых месяцев: после того случая с Манзи в Мизано от него отказывались команды, его дисквалифицировали на остаток сезона, даже угрожали убийством. Не сочувствуешь?

Это мотоспорт, здесь никто никому не сочувствует. Во-первых, он виноват сам. Во-вторых, он мой соперник. В-третьих, по первому зову ему быстренько нашли команду и взяли назад на бесплатных условиях, в то время как я оказался без команды и без бюджета на сезон. Кто кому здесь должен сочувствовать?

Если оглянуться назад, чтобы ты сделал иначе? Проблемы в первой команде, переселение из второй в третью — это вне твоего контроля, или можно было повлиять?

Трудно ответить на этот вопрос, так как слишком много людей вовлечены в это всё. И все эти перестановки были сделаны не в моих интересах, порой и не в интересах команды.

Будучи в этом «котле», мне трудно понять, как это изменить, потому что в обеих ситуациях не мы были первопричиной. Моё дело — тренироваться, работать и показывать результат.

В общем, что посоветуешь отечественным гонщикам, которые попадут в Гран-При после тебя? Чего точно не делать?

Честно, даже не знаю, что посоветовать. Для себя я понял одно: уровень чемпионата в несколько раз выше, чем кажется. То, что видно по телевизору, и на 10% не передаёт настоящую картину. Уровень профессионализма гонщиков, подход к подготовке мотоциклов и, самое главное, скорость на трассе в разы выше, чем можно думать. Это не тот мир, где нужно расслабляться.