Петруччи о стиле пилотирования MotoGP

Данило Петруччи — кольцевик позднего созревания: до 18 лет асфальтовыми мотогонками он не занимался. Первый крупный успех пришел к нему в 2011-м, в год вице-чемпионства в кубке FIM Superstock 1000. В тот момент Валентино Росси был девятикратным чемпионом Гран-При, Хорхе Лоренсо — трехкратным, был титул и у Марка Маркеса (в GP125).

Команда Джамьеро Сакки IodaRacing Team дала Петруччи путёвку в MotoGP. Путёвка едва не стала билетом в один конец. Ужасающе медлительная Aprilia ART из бюджетной категории CRT не была единственной проблемой; из-за бедности команды тоже было сложно. Например, Данило пропустил предсезонные тесты 2012 года, потому что у IodaRacing нечем было за них заплатить. Итальянец три сезона коллекционировал последние позиции на решетке, был готов расстаться с гонками.

Предложение присоединиться к Pramac Racing в 2015-м сильно помогло. На более достойном мотоцикле Петруччи показал отличное дождевое выступление в Великобритании: проиграв Валентино Росси, оставил позади Андреа Довициозо, Хорхе Лоренсо, Дани Педросу и всех остальных. В следующие сезоны итальянец добавил себе пять подиумов, но среди них не было победных. Несмотря на это, 26-летнего гонщика перевели в заводскую Ducati Team вместо Лоренсо. Теперь без побед обходиться нельзя.

Обозреватель Motorsport Magazine Мэт Оксли поговорил с Петруччи об эволюции стиля MotoGP. Гонщик #9 застал четыре сезона эры шин Bridgestone и индивидуальной электроники, но три из них прошли впустую. Его вхождение в призовую зону MotoGP пришлось на эру Michelin и упрощенной электроники Magneti Marelli.

Ты прошел через большие изменения MotoGP, начиная с байка CRT с двигателем от уличного байка. Затем менялись байки, шины и электроника.

На самом деле по ходу моих первых трех лет в MotoGP у меня был байк из Суперстока! То есть я правда начал гонять в MotoGP, когда присоединился к Pramac Ducati в 2015-м и получил мой первый настоящий байк MotoGP.

Ездовая техника сильно изменилась, потому что сейчас у нас другие шины и другая электроника. Сейчас манера пользования дросселем очень-очень отличается от того, как было, когда у нас до 2016-го был заводской софт. В 2015-м было проще открывать дроссель, выезжая из поворота, потому что электроника была лучше. Сейчас ездоку приходится гораздо больше управлять дросселем. В основном из-за электроники, но еще потому что шины другие.

Конечно, вы помните длинные скольжения, которые у нас были на «Бриджстоунах». На тех шинах ты просто подымал байк в середине поворота и давал байку скользить из поворота, без проблем. На «Мишленах» ситуация другая. Шины очень хороши, но так как они другие и электроника не так хороша, приходится очень-очень хорошо управлять шинами, и приходится быть очень осторожным.

Например, между одним поворотом и другим иногда лучше не открывать дроссель полностью, и постараться управлять скольжением. Это одна из вещей, которые Андреа Довициозо выучил в 2017-м, и думаю, он лучше всех контролирует скольжения из поворотов. Он старается как можно меньше давать байку скользить, так что к концу гонки у него больше шины, чем у других. Для меня это была одна из самых трудных вещей для усваивания, потому что мне реально нравится скользить байком!

Если следуешь инстинктам, ты всегда стараешься открывать дроссель как можно быстрее, выезжая из поворота, и думаю, я — один из лучших, кто так делает. Я реально поздно торможу и очень рано открываю дроссель. Это было хорошо с Bridgestone и заводской электроникой, но сейчас не особо. Да, можно открывать дроссель, но приходится быть очень-очень плавным. Немного как на двухтактных пятисотках.

Прошлой зимой я много над этим работал и я много выучил, глядя в данные быстрейших ездоков «Дукати», Андреа и Хорхе. Твои телеметристы показывают тебе круг с твоего последнего выезда, и ты смотришь, как Андреа и Хорхе проехали тот же круг, с теми же шинами, в тех же условиях. Потом сравниваешь: ОК, я использовал больше дросселя раньше них, но у меня был занос побольше, а скорость выхода — меньше.

Дело особенно не в буксовании — оно в скольжении. Если даёшь байку скользить очень рано, на фазе выхода, восстановить тягу не получается, даже если поднимаешь байк и не используешь дроссель на полную. Это очень трудно, когда у тебя атака на время в квалификации, или по ходу гонки. В общем, приходится много думать.

Сейчас труднее всю гонку быть быстрым. Быть быстрым несколько кругов довольно легко, но после 10 кругов не остаётся шины. Приходится экономить шины как можно больше по ходу гонки, но это нелегко, потому что приходится еще быть как можно быстрее.

Ты наслаждаешься скольжением байка, ну а ты наслаждаешься вождением, когда приходится больше думать и быть точнее?

Да, так требовательнее. Такие шины, и электроника такая, так что лучший ездок — это парень, который лучше всех приспособился к байку, к шинам, к условиям, ко всему.

Что насчет смены передней шины с Bridgestone на Michelin?

У «Бриджстоун» передняя была странной, потому что чем жестче ты тормозил в повороте, с большим углом наклона, тем лучше байк поворачивал. Но хоть ты и знал об этом, было нелегко достигнуть предела шины. Когда мы впервые пробовали переднюю «Мишлен», мы боялись, но сейчас мы очень-очень быстрые, и мы побили много рекордов круга. В общем, нельзя сказать, что одна шина лучше, а другая хуже. Они просто разные.

Предел очень близко. На «Мишленах» надо просто остановить байк, пока он вертикален, и когда начинаешь наклоняться в поворот, нужно как можно раньше отпустить тормоз, потому что в поворот можно перенести много скорости, но без всякого тормоза. Иногда очень забавно переносить всю эту скорость.

Самая требовательная вещь — перенести скорость в поворот и затем открыть дроссель как можно позже, чтобы сэкономить заднюю шину. То есть приходится смешивать вход с выходом из поворота. Это очень-очень трудно и это очень требовательно. Труднее, чем раньше, но это хорошо, потому что это значит, что меньше людей так могут! Просто нужна хорошая мишень, и у меня мишень — это Довициозо, потому что 80% времени он быстрее меня, так что я всегда стараюсь понимать, как он делает. Я много об этом думаю, но сейчас мой ездовой стиль на Michelin естественен, про Bridgestone я забыл!