Чиабатти про Стоунера, Лоренсо и Desmosedici

Cycle World обсудил несколько тем с Паоло Чиабатти, спортивным директором Ducati Corse. В этом сезоне MotoGP марка создала, вероятно, наиболее совершенный Desmosedici за его 15-летнюю историю. Андреа Довициозо и Хорхе Лоренсо вместе выиграли семь Гран-При, и кроме трех-четырех исключений, в чемпионате не было трасс, где Ducati не могла претендовать на приз.

В этой работе есть заслуга тест-пилота Кейси Стоунера. Двухкратный чемпион MotoGP помогал марке в 2016 — 2018 годах. В последний сезон помощь была очень ограниченной: Стоунер приехал только на февральские тесты в Малайзии. Много месяцев он был неактивен, пока заживало его прооперированное плечо. Летом стороны решили, что у сотрудничества не будет продолжения. Оно шло не совсем гладко, но дружбу это не затронуло:

Я не застал в Ducati годы Кейси. Я ушел из Ducati в 2007-м и вернулся в 2013-м, так что я вообще не работал с ним, когда он за нас гонял. Когда у нас появилась возможность вернуть Кейси обратно, GP 15 — это был новёхонький байк, спроектированный под руководством Джиджи Даллинья, — уже вышел. Мы показали потенциал байка, потому что постоянно были на подиуме или близко.

У нас есть очень хороший ездок-тестер, Микеле Пирро, который делает большую работу. Очевидно, нельзя ждать от Кейси выполнения работы того же рода. Во-первых, Кейси живет в Австралии. Микеле живет всего в 40 минутах от «Дукати». Кейси — фантастический ездок, неимоверно талантлив. В январе 2016-го он смог сесть на байк и тут же стал быстрым, как верхние райдеры. Он сверхчувствителен в плане понимания байка.

Наш успех — это сочетание факторов: упорный труд Микеле, на котором предварительное развитие; экстремальный талант Кейси, который садится на байк и тут же доходит до предела; плюс, работа, которую мы проделали с заводскими ездоками.

Кейси — не самая простая личность в плане его характера, который очень сильно чёрно-белый, но думаю, у нас друг с другом было взаимопонимание и взаимоуважение. Это моё сокровище навсегда.

От Лоренсо команда ждала намного больше, чем от Стоунера. В 2016 году Ducati переманила из Yamaha действующего чемпиона MotoGP. С ним марка хотела вернуть титул, но вместо него на первом плане был Андреа Довициозо: за два года Десмо Дови набрал 10 побед против трёх у Спартанца. Лоренсо не выполнил задачу №1, но на то были причины:

Когда мы подписали Хорхе, мы чётко сказали: теперь, если мы не преуспеем, у нас нет оправданий. Мы взяли чемпиона мира и очень хорошо ему заплатили, то есть ждали того, что он будет конкурировать с первого дня, чего не произошло. Первый сезон был довольно разочаровывающим и очень трудным, но Хорхе никогда не сдавался, он всегда подгонял себя и наших инженеров, чтобы улучшать байк.

Результат — это GP 18. GP 17 был очень хорошим байком — мы выиграли с Андра шесть гонок и соревновались с Маркесом до последнего этапа в Валенсии, — но я всё же думаю, байк 18-го лучше. В этом году мы могли выиграть на пару гонок больше, если б у нас не было лишних аварий. Они тоже стали причиной, почему мы не смогли приехать на последний этап, еще борясь за титул.

Думаю, победа в Муджелло была сочетанием факторов. Конечно, Хорхе модифицировал свой стиль езды. Это было видно в Австрии. Хорхе никогда не был явно жестким тормозилой. Если вы посмотрите гонку на Ред Булл Ринге, он правда бился, — жестко, на тормозах, — с Маркесом. Зачёт Хорхе, что после стольких лет, будучи плавным ездоком на «Ямахе», смог поменять свой ездовой стиль.

С другой стороны, мы улучшили байк. Все говорят про бензобак с Муджелло, но бак был просто лишним ингредиентом. То было сочетание улучшенного байка, мотивации Хорхе на кольце, которое он очень хорошо знает, и факта, что мы уже знали, что пойдем разными дорогами в конце сезона.

Это был совершенный способ показать, что он — чемпион, как он говорит, и это правда, и так он смог выиграть на «Дукати». Его два года в «Дукати» не были бы так хороши без успеха. В Муджелло он выиграл совершенным способом, через две недели повторил это в Барселоне, и снова, после тяжелой битвы с Маркесом в Австрии. Я думаю, он мог выиграть еще пару гонок, но мы потеряли немного времени на травме в Таиланде.

Потеряв гонщика уровня Лоренсо, марка точно не стала сильнее, но это может дать преимущество Андреа Довициозо: с Данило Петруччи вряд ли будет доходить до острых моментов. Команде не придется тушить пожары и пожарчики, как это было у Довициозо и Лоренсо — пилотов почти с 20-летней историей противостояния:

Когда оба ездока конкурируют, как это было в прошлом году, мы, наверное, теряем возможности, потому что они борятся друг с другом. Иногда эта ситуация не идеальна, если вы хотите сфокусироваться на наборе как можно больших очков, когда стараетесь побить Маркеса, который в основном не допускает ошибок.

Вот такая у нас идейка к следующему году. Говорю это при всём уважением к Данило, но Данило придется вырасти еще на один шаг. В заводской команде со всей поддержкой лишних инженеров и со зрелостью у него будет возможность всегда быть в топ-5. Но конечно, его основная мишень — не бить Андреа. Если у него есть возможность выиграть Гран-При, мы будем более чем счастливы, но он не в том же положении, как Хорхе и Андреа.

Альваро Баутиста из Angel Nieto Team проверил мотоцикл Лоренсо в боевых условиях: он заменял коллегу на ГП Австралии, когда тот выбыл из чемпионата с травмой. Среди прочего, Баутисту удивила коробка передач: она непривычно работает (из-за неё пилот трижды падал на уик-энде), зато очень плавно по сравнению с Desmosedici 2017. Её преимущество почти не ощущается, но у заводских команд лишних преимуществ не бывает. Так называемая DST EVO (эволюция бесшовной КПП Ducati) очень сложна, частным командам её не дают:

Одна из причин, почему Альваро не смог побиться за подиум до последнего круга, в том, что он несколько раз ошибся на переключении. Я не могу вдаваться в детали. Прежде всего, если б я знал детали, вам бы рассказывать не стал. Во-вторых, я не знаю… Но я знаю, это более сложная КПП, которой нужна кое-какая подгонка в течение уик-энда. Ездокам нужно к ней привыкнуть, потому что от неё нет того же прямого ощущения, как от более традиционных бесшовных КПП.

Выигрыш чемпионата мира — это наша единственная мишень. Мы были вторыми в прошлом году, вторыми в этом. Мы хотим выиграть! Мы знаем, это трудно, потому что «Хонда» здесь — исторически один из самых лучших мотоциклов. Это огромная компания с большими ресурсами, и их ездок выиграл пять из последних шести чемпионатов. Марк исключительно талантлив, так что нам нужны очень хорошие ездоки и любые возможные улучшения, чтобы помогать им биться.

Вот поэтому мы занимаемся вещами, которые вроде могут ничего не значить, но лишь набирая половину десятой здесь, половину десятой там, получаешь нужное, чтобы в основном биться с Маркесом и «Хондой». Этого и ждешь от заводской команды. Если бы мы были командой-спутником, это просто означало бы, что время и деньги впустую. И это техническо сложно, потому что вы не боретесь за выигрыш гонок; вы боретесь, чтобы быть в топ-10.