Люти: О событиях 2018-го я бы три книги написал!

Почти все гонщики MotoGP в этом сезоне набирали очки. Увы, Том Люти стал единственным исключением: в итоговом протоколе швейцарцу не присудили позицию из-за этого нуля. В дебютный год он стал худшим из 24 постоянных участников.

В команде Estrella Galicia Marc VDS Люти оказался с Франко Морбиделли — главным соперником по сезону Moto2 2017. Чемпион и вице-чемпион промежуточной кубатуры должны были вместе сражаться за статус лучших новичков. До сражения не дошло — слишком много препятствий стояло перед пилотом #12. Серьезной потерей оказался пропуск осенних тестов 2017-го, к которому привела травма лодыжки в Малайзии. Люти впервые поездил на своём RC213V (ему достался мотоцикл Джека Миллера) в феврале на первых тестах нового сезона. Он уже отставал.

По его бригаде больно ударил конфликт директора Майкла Бартолеми с владельцем команды Марком ван дер Штратеном. В мае вместе с Бартолеми Marc VDS покинула его часть персонала, команда осталась и без директора, и без администратора. Люти и шеф-механик Жиль Бигот взяли эту работу на себя. Это сильно отвлекало от основных дел, но другого пути не было — Marc VDS не могла сразу восполнить потери.

Другой проблемой было отсутствие опыта у Бигота. В MotoGP он пришел вместе с Люти, они вдвоём осваивались в классе. Бигот был членом победной бригады Алекса Кривье в 1999-м, но это совсем другая эпоха. В беседе с Motorsport-Total Люти признался, что в какой-то момент закончились и силы, и мотивация, и это касалось не только его самого.

С другой стороны гаража всё было не так мрачно. Морбиделли стал новичком сезона на таком же мотоцикле той же бедовой команды. Рассуждая о такой разнице, Люти называет несколько причин. Кроме более эффективной работы в гараже, Морбиделли пошли на пользу почти ежедневные тренировки на моторанчо Валентино Росси, как и советы такого большого профессионала. Люти разбирался со всем почти в одиночку. Например, он так и не научился доверять передней шине. Вход в поворот и наклон мотоцикла были недостаточно хороши. Проблема накладывалась на типичный минус Honda — слабоватый зацеп заднего колеса.

Старшая команда Marc VDS закрылась, Люти вернулся в Moto2, в Dynavolt Intact GP. Швейцарец уверен, будь у него вторая попытка в MotoGP, можно было показать больше:

Оглядываясь назад, это был очень трудный сезон со множеством разочарований. Само собой, со спортивной точки зрения было очень-очень трудно так работать, чтобы выбраться из этой ямы и думать о будущем. С другой стороны, я так много усвоил. О том, что происходило, я бы мог три книги написать!

Я начну с верхушки. Моя явная ошибка — я её недооценивал, — в том, что я пропустил ноябрьские тесты из-за травмы. Я думал, смогу нагнать, и когда с работой и поддержкой всё хорошо, это срабатывает, но я слишком долго отставал, и мы слишком долго не могли убрать разрыв.

Затем у нас пошел сезон. В Катаре всё началось правда неплохо. Просто так получалось, но у меня еще не было представления. Просто так шло. Я был близок к очкам, но не имел понятия о линейке шин, экономии топлива и тому подобного в гонке. Затем в команде в какой-то момент на самом деле произошел ба-бах, который мне навредил сильнее, чем Франко, например.

Естественно, об этом я тоже думал. Что случилось? Он мог шагать вперед, пока меня тормозили мои проблемы. Это хороший вопрос, и я не могу привести какие-то чёткие причины. Если б я знал об этом раньше, я бы что-нибудь изменил, естественно.

Естественно, работа с бригадой и поддержка очень-очень важны. Чтобы развиваться, еще нужна информация извне. Наверное, мне чего-то не хватало, вклад был слишком мелким, чтобы я мог что-то изменить. Я и тогда, и сейчас немного растерян. Звучит нелепо, но вот так. Я не знал, что делать, потому что не было никакого движения вперёд. Конечно, я был расстроен и разочарован, и я правда не знал, почему.

Весь мир знает, что новичку с этой «Хондой», в целом, непросто справиться. Затем, конечно, нужны люди, у которых есть опыт, чтобы говорить тебе, что делать — это очень-очень важно. И конечно, я гадал: правильно ли было приставить Жиля к мотоциклу, без опыта, или это была большая ошибка? Мне это навредило или нет? Естественно, ему тоже приходилось учиться. Я это недооценивал. Очевидно, это такая сложная штука. Не только байк, весь MotoGP сложный, но с «Хондой» еще сложнее, и я убежден, что для этого байка нужен какой-то опыт.

Морбиделли просто отличается от меня. Наверное, его окружение чуть меньше зависило от команды, чем моё. Если на это так посмотреть, то Валентино Росси — его менеджер. Если он что-то говорит, это происходит. Я не хочу сказать, что у Франко был материал получше, и поэтому он лучше. Я должен очень ясно сказать: он хорошо работает. Просто некоторые вещи он делает лучше меня, но это не значит, что я не могу это применить и усвоить.

Он и в прошлом году [в Moto2] меня побил. Он просто некоторые вещи делает лучше, он был немного постояннее, и я должен его поздравить. И в этом году снова, но это не значит, что я не оглядываюсь и не пытаюсь учиться и понимать, что он делает иначе. Мы с ним очень хорошо ладим, и конечно, мы немного разговаривали.

Но я не говорю, что у него было больше поддержки от Honda — это было бы неверно, — но мне видно, конечно, что между его и моей методикой работы есть фундаментальное различие. Это не к тому, что у него правильная. Просто в этом году он вроде лучше работал, но конечно, у него и меня совсем разные бригады. Это еще один момент, который я могу усвоить. Теперь я понимаю много вещей, и это важные вещи. Суть в том, чтобы быть профессионалом.

Со своей стороны мне всегда было ясно, что я хочу биться, биться и биться до клетчатого флага последней гонки. Конечно, в одиночку мне не выстоять. В любом случае, это уже была фаза, в которой было слишком мало сил и слишком мало мотивации, даже в гараже. И было трудно, естественно. Я никого или ничего не обвиняю. Трудно, когда нет успехов.

Хотел бы второй сезон? Ясно, что да! Я уверен, смог бы определенно лучше справиться! Я бы хотел второй год, но не в таких условиях, не в этой структуре. Ни в коем случае! Потому что нет движения вперёд, и поэтому трудно.