Виньялес: У меня серьезный вид, но мне нравится веселиться и шутить

Текущий сезон MotoGP Маверика Виньялеса стал годом перестройки вместо года погони за титулом. Испанец был сбит с толку мотоциклом и не знал, как вернуться на уровень начала 2017 года. Период упадка, начавшийся под завершение того года, протянулся почти до конца этого. Третье место на Гран-При Таиланда и первое на Гран-При Австралии сообщили об окончании кризиса.

Гонщик Movistar Yamaha решил больше не подстраиваться под байк — с более агрессивным пилотажем ему привычнее и удобнее. Проблема с ездовым стилем решена, на очереди две другие: избавить М1 от минусов модификации-2018 (Виньялес уверен, доработать нужно только двигатель) и слегка перестроить гараж #25.

Доработка мотоцикла — дело завода, тогда как перемены в гараже шли от пилота. Встраивание Виньялеса в бригаду ушедшего Хорхе Лоренсо не сработало на 100%: в окружении шеф-механика Рамона Форкада и гоночного аналитика Вилко Зиленберга Мак не чувствовал себя как дома. Уровень доверия в бригаде сказывался на скорости пилота. По завершении сезона рядом с Мавериком появятся новые личности: шеф-механик Эстебан Гарсия, соавтор его титула Moto3 2013, и новый аналитик Хулиан Симон, давний друг пилота #25.

Мануэль Печино обсудил с Виньялесом истоки его гоночной карьеры и то, какая она сейчас:

Здесь [на гонках] я не показываю всего себя. Я могу выглядеть серьезным, но мне нравится веселиться и шутить. Скажем так, на уик-эндах ГП я веду себя профессионально, но я очень домашний парень. Мне нравится быть с моими людьми, и мне трудно открываться другим. В общем, скажу так: я очень предан своим людям, но в то же время веселый, всегда шучу.

Есть много фото, на которых ты — маленький мальчик, и уже гоняешь. Сейчас тебе 23 года. Люди видят успешного Маверика Виньялеса — молодой, знаменитый, зарабатывающий деньги, делает то, что нравится, — но между теми первыми снимками и сейчас долгий период. Что произошло за эти годы?

Люди видят только верхушку айсберга. Весь тяжелый труд нельзя увидеть, множество выходных в дороге, вдали от дома… Когда мне было 10, в том году я всего одни выходные — всего одни, — спал дома в моей кровати. Остальные мы провели, гоняя тут и там. Минибайки, мотокросс, что угодно, на чем можно было гонять. Было трудно, но это окупается, потому что ты наслаждаешься своей страстью.

Прикладывал большие усилия?

Если б пришлось снова это делать, я бы не стал, потому что много мучений. Семья целиком всегда давила, ждала, когда ты победишь. Много давления, очень трудно. Если б у меня был сын, я бы не привел его в мотогонки.

Ты делил эти годы со своим кузеном Исааком, который гоняет в Мото2?

Нет, мы шли разными путями. Когда я гонял, я всегда пытался выиграть чемпионат до того, как прыгать в следующую категорию. Исаак всегда скорее спешил.

Я слышал, ребенком ты был убог в поражениях.

О да! До сих пор… Но я прикусил язык. Я всегда с трудом принимал поражение. Не победил — значит, поражен. Вариантов было всего два. Я хотел побеждать просто везде.

Еще мне говорили, что так как ты был очень мал, тебе приходилось стартовать с конца решетки.

Правда. Иногда, даже после взятия поула, приходилось стартовать с конца решетки, потому что кому-то приходилось держать мой байк, так как я не мог достать до земли.

Назад, в настоящее. Как бы ты описал себя как ездока?

Мне нравятся быстрые повороты и секции со связками виражей. В медленных поворотах я мучаюсь. Я наслаждаюсь треками побыстрее, вроде Филлип-Айленда или Сильверстоуна.

Есть райдеры, которых не заботит, настроен ли байк на 100% — они просто дают газу. Другие стараются учиться и понимать, что делает байк, как он это делает, и почему он делает то, что делает. Ты — райдер какого рода?

Мне нравится учиться, потому что это помогает мне понимать ощущения, которые я получаю на байке. Мне нравится понимать, что происходит, и надо сказать, я сильно улучшаюсь. В этом спорте можно учиться каждый день, если захотеть.

Как ты вспоминаешь свою пору в Suzuki?

Помню очень трудный первый год. Пришлось сесть на байк, который я раньше никогда не водил, плюс, разрабатывать его. Было очень трудно, и я пострадал в нескольких авариях. Когда год кончился, я сказал себе, что я очень хорошо поступил, живо вступив в MotoGP, потому что это помогло мне многому научиться.

Почему ты оставил Suzuki ради Yamaha?

Была возможность, которую я не мог упустить. Эмоционально было непросто, потому что у меня были очень сильные отношения с «Сузуки», но надо было попробовать.

Ты присматривал байк с гарантиями?

Сейчас мне смешно, но да. Видя, что Хорхе Лоренсо и Валентино Росси всегда на подиуме, выигрывают гонки, я решился на переход. Но мне многого стоило рассказать «Сузуки», что я не буду с ними продолжать.

У Росси и Маркеса есть группа-ядро доверенных людей в их окружении. У тебя нет.

Я пытаюсь её создать, но в одной команде я проводил максимум два сезона. Так очень трудно построить свою собственную команду. Я всегда старался брать с собой людей, которым доверяю, но это нелегко.

Какова жизнь в тени Росси?

Я бы не сказал, что в тени. Я уверен, что заслужил своё место, особенно в этом году. Этот год был труднее. В 2017-м Yamaha вкладывала в меня свои 100%, и мы смогли построить хороший чемпионат. В конце всё сбилось с курса из-за шасси и изменений шин. В прошлом году у меня были хорошие результаты, я был счастлив. В этом году на предсезонке мне было неудобно, совсем. Мы не шли тем же путем, как в 2017-м — мне бы этого хотелось, — что показали результаты.

Ты не кажешься ездоком, которому нравится вырабатывать много шума, когда всё не так. Ты вроде предпочитаешь сам это контролировать.

Бывают хорошие и плохие времена. Я думаю, моя гоночная карьера может долго продлиться, потому что физически я ОК, я много не травмировался, и у меня страсть с гоночным байкам. Я надеюсь, сейчас это невезение, и лучшее еще впереди. Есть выражение, что вы учитесь на плохих моментах, хотя, если искренне, я предпочитаю учиться на хороших.