Смит: Когда гонщик уверен, его не беспокоят аварии

В гонках настрой головы может быть поважнее настройки мотоцикла. Брэдли Смит рассказал изданию On-track Off-road, какое влияние на гонки оказывает психология. Быстр ездок, который чувствует поддержку гаража и близких людей. Ездок без такой поддержки начинает сомневаться в себе, в мотоцикле, думает о рисках, чем их только повышает.

Пилоту Red Bull KTM пришлось сильно перестроиться в течение второго сезона MotoGP. Приехав в 2014 году на германский этап, Смит ударился об дно. Его высокомерное поведение и неуважительное отношение к своей бригаде привело к тому, что гонщик еле держался на колесах. Шефу Yamaha Tech 3 Эрве Поншаралю подобного было достаточно, чтобы не продлевать договор. На летний перерыв британец отправился уверенным, что после 2014-го продолжения не будет. Райдеру было нечем заинтересовать ни родную команду, ни чужие.

Сильное влияние на Смита в тот период оказала книга Стива Питерса «Парадокс шимпанзе». Из неё он узнал, как нужно управлять своей головой. Мозг — тоже инструмент, в зависимости от управления он может работать по-разному. Смит осознал, что слишком часто выпускал наружу внутреннего шимпанзе (например, когда орал на своих механиков). От этих всплесков агрессии не было ничего, кроме вреда. Атмосфера мира и взаимопонимания в гараже — тот фактор, отстутствие которого может украсть у пилота несколько десятых с круга.

Благодаря книге Питерса пилот #38 переосмыслил себя. Его обновленная личность убедила Поншараля изменить мнение, и Смит остался в Tech 3 на 2015 и 2016 годы. Сезон 2015 был его личным триумфом: 18 гонок в очках из 18 возможных, шестое место в чемпионате и первое в частном зачете.

Ниже — выдержки из беседы:

Есть определенные ездоки, которые счастливы быть собой, побеждают они или проигрывают. Мне нравится влиять на людей, и я хочу, чтоб они ощущали: они имеют значение. С этой группой и ощущением семейности становится лучше. Еще это значит, что в хорошие дни хорошо, но еще в плохие дни хорошо, потому что вы вместе. Они высматривают, как стать лучше, и ты чуешь: есть вера, и это ключ. Просто посмотрите на Хорхе [Лоренсо] и «Дукати» в этом году. Он уходит, потому что не чувствует веры. Маверик [Виньялес] меняет шеф-механика, потому что не чувствует веры. Вера — это всё, и это психология.

Тут [в КТМ] команда из 30 человек, и моя работа — не мотивировать всех 30-и, но хотя бы мотивировать пятерых, которые затем мотивируют других пятерых, и у вас связной эффект. Ты тогда чуешь, тебе нельзя быть слабейшим звеном, и в соответности с этим ты поднимаешь свою игру. Это не обязательно поможет динамике или результату финальной гонки, но это чертовски помогают твоей среде и вещам типа умиротворенности ума и всячине, которая людям не видна.

Еще вам нужно держать в уме, что здесь все ради того, чтобы выдавать всё лучшее в командах с такой средой. Они здесь, потому что хотят быть здесь, но еще они вдали от семьи, и каждый многое отдает. Это не работа с 9 до 5, так что как сохранять их интерес, мотивацию, позитив и всю такую всячину? По-моему, это интересная вещь для изучения.

[…] Меня это зацепило в 2014-м. Я был без аппарата. У меня как будто была колода карт, а я хотел, чтобы можно было играть больше чем одной. Не важно, приходилось ли мне быть агрессивным и упрямым, или сострадательным и понимающим, или полностью фокусироваться на духе команды, я хотел играть разными картами, и в 2014-м находиться там было невесело.

[Наставник] Рэнди Мамола несколько раз «заехал» мне по голове, говорил мне: «Ты в заднице, и никто не хочет с тобой работать». Люди могут как бы потерпеть, если ты побеждаешь, но я не побеждал! Я был парнем 6-10 мест. Он сказал мне поработать над этим, и я наткнулся на книгу. Упрямство говорило, мне не нужна книга по психологии, но я прочел её, и она правда открыла мне глаза, и за годы я вник в неё еще больше.

Я думаю, это делает тебя более универсальным человеком. Если ты хочешь продолжительной карьеры, тогда тебе нельзя быть задницей. Я думаю, у Валентино [Росси] с этим очень хорошо получилось в плане того, как он реагирует на свою команду, свою группу, своих фанатов, затем — впечатление, производимое на прессу, и его открытость. У него получилось всё это освоить, и это помогло создать эту иконическую личность, которая на момент не обязательно быстрейшая, но определенно самая популярная.

[…] В 2014-м на ГП Германии я разбился пять раз. Я больше никого не слушал, и я собирался делать всё по-своему и именно так, как я хотел это делать. Я игнорировал инстинкты и предупреждающие сигналы, и я был убежден, что упрямство было решением во всех возможных смыслах: в плане того, как я ездил, как я чувствовал и реагировал, и занимался гонками. Если я достаточно жестко бился головой об стену, то я её преодолевал.

Из-за этого я весь уик-энд в Германии получал по пятой точке, и я покинул тот трек, и мечта о MotoGP закончилась, дверь закрылась. У меня бы не было аппарата на следующий год, и не было доступа к каким-то другим вариантам. Я вернулся в Индианаполис полностью другой личностью после того, как сам по себе провел четыре недели в Калифорнии.

Я тренировался сам по себе, читал книгу, прикладывал усилия и вообще не оглядывался назад. Индианаполис был началом моей полосы финишей в очках в каждой отдельной гонке, что-то типа 25 Гран-При. Я перестал быть парнем, который разбивался по пять раз за уик-энд, и стал тем, кто не разбивался в 25 гонках и финишировал шестым в чемпионате того следующего года. Всё это взяло начало в процессе понимания себя, людей и того, как вести гонки.

[…] Еще одна вещь в мотоспорте — это страх. О том, чем мы занимаемся, и взятых обязательствах, и взятых рисках люди как-то не говорят, но иногда тебе страшно. Люди говорят, нельзя и не стоит бояться, но в гонках есть моменты, когда думаешь: ё-моё, если пойдет не так, это будет по-крупному. Люди этого не признают. Я думаю, в целом, райдеры могут такое довольно хорошо «сметать под ковер», но кто-то вроде Дани Педросы скажет, его беспокоят аварии, потому что он не хочет снова покалечиться, тогда как Марку Маркесу, похоже, нет дела, потому что ему это сходит с рук.

Если ты разбиваешься и несколько раз покалечишься, тогда силен этот природный человеческий инстинкт самосохранения. Тогда приходится учитывать семью, взвешивать ситуацию и думать: оно того стоит? В мировом чемпионате некогда думать, что ты будешь рисковать только в определенные моменты. Нежно подкрадывается разумное отношение, из-за которого люди идут на пенсию, потому что они не могут выкинуть его из головы.

Вот поэтому уверенность — это ключ, и если ты на байке уверен, тогда тебя не беспокоит, что ты разобьешься. Скорости, на которых мы ездим в наше время, и точные траектории, с которыми мы имеем дело, громадно влияют на всё.