Рабат: Теперь буду оглядываться после каждого падения

Сегодня в барселонской больнице Dexeus University Hospital Тито Рабат дал первые комментарии об инциденте на ГП Великобритании. Удар от упавшей «Хонды» Франко Морбиделли не только сломал испанцу правую ногу в трех местах — даже спустя восемь дней она сильно болит. Несколько ночей подряд прошли без сна. Рабат сообщил, что эта ночь на понедельник была первой более-менее нормальной.

Происшествие в затопленном повороте Стоу произошло из-за плохого дренажа. Британская трасса знавала и худшую погоду, только в этот раз её водоотведение были ниже всякой критики. С другой стороны, Рабат указал и на свою вину. Он оказался в гравии за мгновения до падения Морбиделли. Упавший ранее Алекс Ринс стоял у ограждения и кричал земляку срочно уходить. Рабат потерял несколько ценных секунд, прежде чем встал на ноги (ему было больно). Он считает, ему повезло: можно было получить травму похуже. В любом случае, в будущем нужно реагировать быстро.

Вместе с ним на пресс-конференции присутствовал главврач MotoGP Анхель Чарте, хирург Ксавье Мир и доктор Игнасио Гинебреда. Медицинские прогнозы не назовешь положительными: травма серьезная, и непонятно, когда всё заживет. Впереди работа по реабилитационной программе. Дальше будет видно, когда Рабат вернется в нормальную физическую форму.

О мгновениях после аварии:

Прежде всего, хочу поблагодарить всю медицинскую команду MotoGP и подчеркнуть всё большую и большую важность наличия на треках такой медицинской команды. Не только потому что они подготовлены к ситуациям типа этой, пилотам это тоже важно. Представьте: на вас движется мотоцикл, ваша нога вся кривая, и есть врач, про которого вы знаете, вы с ним знакомы, и это одно, но если к вам подходит человек — англичанин или кто угодно, — которого вы не знаете, с которым не знаете, как разговаривать и что делать…. В этот момент вам страшно, и я во многом благодарен доктору Чарте и медицинской команде, потому что с ними все трудности были терпимее.

У меня ни разу не было мысли, что я лишусь ноги, хотя когда лежал на земле, видел, что она кривая как [буква] S. Я потерял много крови и мне было страшно. Помню, сначала мне было плохо, и мало-помалу становилось лучше. Как только я попал в больницу, успокоился. С этого момента врачи до мелочей объясняли, что я буду делать, и очевидно, приоритет — выздороветь как можно быстрее. Ясно, мне хотелось бы вернуться как можно быстрее, но всё-таки они наблюдают за ногой и смотрят, как ситуация развивается в целом.

О болях:

Всё болит, эта боль не проходит [смеется]. Сегодня первый день, когда мне стало лучше, но последние четыре ночи мне было очень плохо, потому что нога под своим весом падает на кровать, и она всё время болит, и эта боль не утихает всю ночь. В эти ночи я не спал, особенно в Англии. Тут уже гораздо лучше, но где-то каждые два часа я просыпаюсь. А эта ночь была первой, когда я просыпался всего пару раз. Это только из-за боли. Она не только сильная, она не утихает и это раздражает.

Можно ли было избежать инцидента:

Да, это правда: трек был в очень плохом состоянии, в очень плохом, но всё так быстро произошло, что не было никакого времени. Мы все начали падать в конце прямика и… Избегай, не избегай, нужно это усвоить, потому что всё очень быстро случилось. За круг до этого я там проехал и байк немного дернулся, но было не так плохо. А на следующем круге я подъехал очень быстро, и помню, включил шестую, как байк попал в бесконтрольное аквапланирование, и последнее решение на 300 км/ч — это броситься на землю.

Получилось бы избежать или нет… Кольцо очень крупное, его улучшают, и ясно, что везде нужно продолжать улучшать, но такие вещи могут происходить. В Хересе год-два назад на треке было масло, и его не увидели. Такие вещи очень быстро происходят, они очень быстро наступают, и в этом частичный риск этого спорта, но конечно, можно сделать лучше.

О состоянии Сильверстоуна:

Сильверстоун был моим любимым треком. Думаю, та переукладка, которую сделали, правда очень плохая, потому что кочки в прошлом году были как минимум такие же, как в этом году. Держак был даже хуже. И если говорить о способности асфальта отводить воду, там не было даже половины того, с чем я сталкивался, потому что на Сильверстоуне бывали гонки, в которых шел сильный дождь, и я помню, можно было идеально ездить. Думаю, сделали так себе.

Про урок на будущее:

Я усвоил, что в следующий раз, когда со мной случится такое, первым делом сделаю всё, чтобы этого избежать, и еще буду оглядываться. Я так упал из-за сильного падения в предыдущий день, и когда я так быстро упал, я какое-то время оставался на земле, и вместо того, чтобы встать и убежать, я оставался там. Было больно. Тоже ничего удивительного! Но если б я подумал, что сзади может появиться мотоцикл, может, я бы встал чуть раньше и ушел оттуда до этого.

Помню, как смотрел на Ринса, который размахивал руками и говорил «вали оттуда, вали, ну вали!», и я обернулся, и увидел, как очень быстро приближается байк Франко Морбиделли, и только тогда я встал. Повезло, что я встал и мне ударило в ногу, иначе было бы гораздо хуже. Ясно, могло быть гораздо хуже.

Я говорю про везение из-за моего состояния. Помню, я на земле, и помню, думаю: я больше не встану, буду здесь… И вдруг я увидел скачущего Ринса, и я оглянулся, и вдалеке увидел байк Франко, и я встал в последний момент. Если б я не встал и получил байком, могло случиться что-нибудь еще. Повезло, что мне ударило по ноге. Но повезло или нет, вот что случилось.

Наша мечта — быть всё быстрее и быстрее, и когда-нибудь попасть на вершину. И еще меня научило это падение. В следующий раз, когда я так упаду, что я и сделаю, так это оглянусь. Думаю, это очень специфический случай, такое не каждый день происходит, совсем нет. Ну что ж, нужно знать, как избегать таких специфических случаев и быстро реагировать.

О здоровье:

Выздоровление долгое, так как у меня такого никогда не было. Я буду слушать врачей на 200%, как слушаю с самого начала. С первого момента всё шло под надзором Анхеля [Чарте], всё шло через него. Как встану на ноги? Надеюсь, меня нагрузят упражнениями в течение дня, чтобы не было скучно, и что такие вещи помогут мне быстрее восстановиться. В конце концов, когда ты калечишься по-настоящему, ты немного успокаиваешься и говоришь: давай помаленьку, мы начинаем заново, тебе придется подождать.

Слова поддержки от других пилотов:

Меня это по-хорошему удивило, потому что мне написало много пилотов, они спрашивали меня и желали скорого выздоровления. Даже по телефону мне позвонило достаточно пилотов. И не только пилоты: люди из чемпионата, команда, «Дукати», моё окружение. Все беспокоились, и в итоге это и придает энергии.

Морбиделли? Я с ним не говорил. Он один из немногих, с кем я не говорил… Ну, ничего.

Комментарий доктора Гинебреда:

Придется дать время, и мы не можем назначить дату. Тито поправится так быстро, как сможет, но я не решусь назвать дату возвращения. На переломы такого рода нужно время. Будет необходимо наблюдать за ним и рисками, которые это влечет за собой. Мы запланировали несколько действий, чтобы ускорить выздоровление. Он сможет сесть на байк до того, как переломы полностью срастутся, но нам нужно оценивать риски.