Ляйтнер: Не взорвать много моторов подряд — достижение для КТМ

Бывший шеф-механик Дани Педросы уходит на пенсию, но становится директором команды KTM MotoGP — такова история межсезонья 2014/2015 Майка Ляйтнера. У австрийца давно накопилась усталость, выход на пенсию выглядел логичным шагом. Директор KTM Motorsport Пит Байер, собирая команду для самого абмициозного проекта марки, смог зажечь в Майке новый интерес.

Ляйтнер в гранприйном паддоке с 80-х. За семью сезонами в качестве гонщика кубатуры GP125 пошли работы в качестве механика. Он занимался мотоциклами Алекса Барроса, Тони Элиаса, Ральфа Вальдманна, Джереми МакВильямса, и не только. Его главный «клиент» — Дани Педроса, чемпион GP250 2004 и 2005 годов, вице-чемпион MotoGP 2007, 2010 и 2012 годов. Вместе они проработали 11 сезонов. Есть некоторая вероятность их воссоединения, если Педроса захочет стать тест-пилотом КТМ. Пока испанец ничего не решил по будущему.

Ляйтнер рассказал о своей работе Cycle World. Сейчас этот человек отвечает за всю гоночную активность KTM MotoGP. Это касается и более 30 человек в самой команде, и персонала на гоночной базе в Мундерфинге. 55-летний Ляйтнер одним из главных достижений программы считает надежность RC16. Компания изначально ставила высокий приоритет этой области, чтобы неисправности не крали время. Например, взрыв двигателя — исключительная редкость для RC16.

Что вас привлекло в такой требовательной роли?

Когда я перестал работать шеф-механиком, моей идеей вообще-то было покончить с этим делом. У меня было несколько планов того, чем я бы мог заняться в будущем дома, в Австрии. Я был знаком с людьми из КТМ, но совсем не так близко, чтобы вместе работать.

Со мной связался Пит Байер и мы заключили соглашение: «ОК, я буду вам помогать советами, чем смогу». В итоге, постоянная работа. Ко мне вернулась страсть, потому что после стольких лет работы на ту же компанию стало немного «плоско». Сейчас я вернулся в [гоночный] стан. Это большая работа.

Путь КТМ в MotoGP был относительно прямым, или вперемешку с закрутами и поворотами, новыми восхождениями на горы?

Нам еще на много гор придется забраться. Буду честен: как на этой планете можно с нуля начать проект MotoGP? Все команды и мотоциклы уже существуют. В «Хонду» ты приходишь на одной стадии и проводишь там время, но уже есть история, и она будет продолжаться.

Я знаю, что значит MotoGP, какой у него высокий уровень. После полутора лет нам стоит гордиться тем, чего мы уже добились. Но путь еще долгий, это ясно на 100%. Будут взлеты и падения — таков характер этого класса.

Нужно не только сделать хороший байк MotoGP. Вы должны построить сильную структуру, вам придется построить сильную команду на треке, и вам придется заполучить хороших ездоков. Всё-таки только самый цельный пакет будет успешен. Мы должны расти в каждой области.

Как бывший райдер, какие свойства вы ищете в тест-пилоте?

Самое первое: на этой планете не так много ездоков, которых можно взять тест-пилотом в MotoGP. В смысле, у вас уже должны иметься явно высокие ездовые навыки и некоторый опыт в этой категории. В этой области приходиться делать шаги.

Вы просто так не найдете ездока, который может сделать байк лучше, чем Марк Маркес. Ему можно сказать: проверь это на этом двигателе, или проверь то на этой КПП, или расскажи мне что-нибудь, но его не спросишь, что мы можем поменять, чтобы Марк мог ездить быстрее.

Мы очень молоды, и у нас еще такой большой запас для улучшения. Само собой, умелые ездоки нам помогут, и мы присматриваем лучших, кого можем получить. У нас хорошая история с Микой Каллио, он пришел к нам из Мото2, чтобы прийти в MotoGP.

У нас есть другие райдеры на мотоцикле, каждый дает нам комментарии под разным углом. Иногда райдер, который в двух секундах, может рассказать вам очень интересные вещи про байк. Иногда райдер очень близок, и ничего не может вам рассказать.

Нет правила, что если тест-пилот быстр, тест-пилот хорош. Это комбинация. Само собой, если вы на четыре секунды медленнее, смысла нет. Две секунды до Марка или других быстрейших ребят MotoGP — это уже уважительно, вы можете предоставить хорошую информацию.

КТМ и сталь как материал шасси — это как брак, «пока смерть не разлучит нас»?

Тут ясно, мы будем держаться за эту идею. История КТМ… Я присоединился четыре года назад, так что не могу много рассказать об истории КТМ, но я вижу во всех других спортах, — во внедорожных тоже, — что все прочие производители работают с алминиевыми шасси.

КТМ показался в MotoGP со стальным трубчатым шасси. Все улыбались, но мы своего добились, мы доказали в Мото3 и Мото2, что можно выигрывать гонки. Цель ясна: выиграть гонку в MotoGP на стальном трубчатом шасси, потому что это философия компании.

Еще КТМ — лишь единственный производитель, пользующий подвеску WP. Это пакет, это КТМ.
Не могу вам сказать, где будет предел у стали в MotoGP. Пока что у нас получалось делать её лучше и лучше — это хороший знак.

Вы удовлетворены развитием двигателя?

На момент, двигатель — довольно весомый фактор в нашем пакете. По скорости мы всегда довольно хороши рядом с другими. Еще неплохая водимость, но само собой, это процесс обучения. В прошлом году мы были абсолютными начинашками.

Тут не только динамика двигателя. Насколько пакет большой? Куда мне его поставить в шасси? Это так сложно. Прийти в спорт типа MotoGP и не взорвать много двигателей подряд — это одно из наших крупнейших достижений. С самого начала у нашего двигателя была очень хорошая надежность, что дало нам шанс быстрее растить шасси. Хорошо, когда людям не нужно останавливаться из-за технических проблем. Мы становимся сильнее как компания, и набираем больше техников для областей, которые слабы, как мы считаем.

Знание шинной линейки Michelin для каждого этапа этого сезона повлияло на вашу стратегию по ходу гоночных уик-эндов?

На второй год лучше понимаешь шины, но проехать гоночную дистанцию с устойчивым временем круга — это всё еще большое дело. Байк строится на ощущениях райдера и динамике, которую можно достичь с этими шинами. Все другие производители в той же ситуации.

Когда я смотрю на наш прошлогодний байк и на наш байк сейчас, мы не на той стадии, когда можно сказать: ОК, мы можем так много оглядываться, потому что это был полностью другой байк. Пока наш байк меняется и, надеюсь, становится лучше, нам придется идти вместе с шинами.

Будет день, когда мы подумаем: мы на конкурентном уровне с другими производителями. Тогда мы можем начать тонкую настройку последней вещи под шины и больше сравнивать, но на момент мы так сильно меняем байк.

В прошлом году у Поля Эспаргаро и Брэдли Смита было шесть результатов топ-10, и они были 17-м и 21-м в чемпионате. В этом сезоне и у Смита, и у Каллио есть финиши в топ-10, у Эспаргаро пять 11-х. Ваш взгляд на их выступления?

Брэдли сделал хороший шаг в своем вождении, Поль тоже. То, что у нас получилось добиться в этом году, очень близко к концу прошлого сезона. Дойти до уровня 10-й или 11-й позиции гораздо труднее, чем в прошлом году, гораздо труднее быть в топ-15.

Ездоки лучше знакомы с байком, так что они улучшили своё вождение. Еще мы сделали хорошие шаги. По-моему, что и важно, это время круга и расстояние до победителя. По-честному, в этом году мы уменьшили расстояние до победителя, так что мы на верном пути.

Дани Педроса решил уйти в конце сезона. Хорошо бы он подошел проекту KTM MotoGP?

У меня хорошие воспоминания о Дани, потому что я проработал с ним 11 лет. Мы выиграли два титула и много гонок в MotoGP. Он принял решение прекратить гонять, и нужно это уважать. Вот почему мы ни разу [серьезно] не разговаривали, может ли он быть у нас ездоком.

Каковы крупнейшие перемены, которые вы засвидетельствовали в гонках Гран-При?

Когда оглядываешься назад, скажем так, на дни «пятисоток» или начало MotoGP, была пора, когда вторая позиция была в 16 секундах за победителем. Сейчас есть спорт, в котором если вы в 16-20 секундах позади, вы 12-й или 13-й.

Сейчас многие ездоки и производители могут биться за подиум. Для нашего спорта это хорошо, и вот почему это хорошее направление. В остальном как в старые деньки: люди всегда стараются сделать байки быстрее, а райдеры всегда стараются ездить быстрее. Думаю, зрители счастливы смотреть такие гонки.

В спорте есть аспект, чье возвращение вы хотели бы увидеть? К тому, каким он был, когда вы гоняли.

Когда я гонял? Это так давно, и этот спорт так сильно изменился. Нет, думаю, у каждого периода свои правила, и так оно и бывает. Я — не парень, который думает о прошлом и говорит: эх, в этом смысле было хорошо… Я скорее гляжу, что случится в будущем.

Есть одна вещь, когда я иногда немного сомневаюсь насчет будущего: эти байки становятся быстрее и быстрее. На треках это может стать проблемой. В этой области людям надо начинать думать, что дальше.