Марк Маркес отвечает на вопросы

Вторую половину сезона Марк Маркес встречает в знакомом положении: он ведет в чемпионате, как в 2010, 2012, 2013, 2014, 2016 и 2017 годах. Во всех случаях испанец доводил преимущество до титула. В 2018-м у него хорошие шансы стать семикратным чемпионом Гран-При.

Как рассказал гонщик #93 изданию Mundo Deportivo, последние годы хорошо на него повлияли, потому что были сложными. 2015-й был проблемным из-за конфликта с Валентино Росси, следующие два — из-за сильных изменений в конструкции Honda RC213V. Этот чемпионат — первый за несколько лет, когда у испанца нет серьезных препятствий. Ниже приведены выдержки из беседы.

О своем характере:

Обычно я проявляю характер со своими людьми. Да, у меня есть характер, так что его видят те, кто рядом со мной, но во внешнем мире я больше показываю его на треке. В этом смысле я многому научился, и на меня очень сильно повлиял 2015-й и конец 2014-го, когда шли разговоры о той «неприятности» в Андорре.

Те ситуации во многом дали мне узнать, что на треке я могу решать, контролировать себя, но вне его это невозможно. Не важно, сколько ты скажешь, люди понимают так, как хотят, но не все. Меня это сильно задевало, но это во многом сформировало меня как личность.

О скором переезде в собственный дом, становлении независимым:

Посмотрим, это крупный шаг [смеется]. Я всё еще живу в том же старом жилом доме моих родителей, и пора переезжать. Мне 25 лет. Мало-помалу… Одному жить гораздо тяжелее, но этот шаг не будет немедленным. Мне нужно, чтобы мама, папа и мой брат были рядом. Я кое-что знаю о готовке… Могу сварить пасту [смеется], что-нибудь пожарить [смеется], но у меня диета.

Скажите мне сейчас приготовить сальсу, и я растеряюсь. Тут вступает в игру [кухонная машина] Thermomix, которая тебе говорит положить столько того и столько этого, и всё равно всегда в чем-то тебя подводит. В жизни не должно быть радикальных шагов. Я строю свой дом в Сервере, в двух минутах ходьбы от мамы и папы. Одно другому не мешает.

Каково быть Марком Маркесом:

Сложно. Сложно, потому что, хотя я сильно ценю, когда люди меня останавливают, просят сфотографироваться и выказывают поддержку, это трудно. Не буду далеко ходить. Этим летом как-то в субботу друзья мне сказали: «Пошли на пляж». Я ответил, что останусь тут. «Но почему, если тебе нечего делать?», спросили они. Я им сказал, что если я пойду на пляж, не будет хорошо ни мне, ни им. И это нормально. Ну, это приятная проблема, потому что если б у меня её не было, тогда что-то было бы не так.

О переживаниях после финала 2015 года:

Сначала было плохо. Сильнее трудностей было ощущение, что я бессилен перед тем, что происходит. Но я живо понял, что люди устанут от разговоров, и уже в следующем году, когда начнется сезон, мы выскажемся на треке. Это была плохая пора, особенно у моего окружения, у моего дедушки, моей мамы или моего папы. Я видел, их это задевает сильнее меня, но как только они видели мою улыбку, они об этом сразу забывали.

О текущем сезоне:

В этом году я сильнее вооружен, чем в прошлом. В 2017-м мы очень плохо начали сезон, мне было трудно проходить в топ-4 или -5, и приходилось много трудиться. Но этот сезон я начал с хорошей динамикой, и сейчас многое хорошо сочетается. Люди говорят, мой байк очень хорошо ездит, но в чемпионате на второй и третьей позиции «Ямахи», а за ними «Дукати». Тут компромисс между пилотом, мотоциклом и командой, и приходится искать наилучшую комбинацию, чтобы получать лучшие результаты.

Про то, волнует ли скорое появление Хорхе Лоренсо в Repsol Honda:

Нет. Не потому что я всё понимаю и что в этом была одна из стратегий Honda. Меня это совсем не беспокоит, потому что Honda всегда меня информировала. Я ничего не решал, но мне говорили, что они собираются делать. Меня спросили: «Для тебя это проблема?». А у меня нет никакой проблемы, потому что мне не нужно кого-то бояться. И предпочту, чтобы один из сильнейших и самых прямых соперников было вооружен так же, как я, потому что тогда нет оправданий.

О том, не вырастет ли стена между Маркесом и Лоренсо по типу гаража Yamaha 2008 — 2009 годов:

Нет-нет, такого не будет, потому что думаю, разницы нет. Стена — это скорее психология. Сейчас всё передается по проводам или вай-фай. Данные, которые были самой важной вещью и сравнивались через компьютеры, были одинаково открыты, и они на равных их сравнивали, но это скорее была психологическая штука. Я усвоил, что вне трека психологическая война — это мелочь, и лучше всего биться на треке.

О влиянии Маркеса и Лоренсо на будущее развитие Honda:

Будь что будет. Ты можешь пока много выигрывать, потом наступает следующий год и ты не выигрываешь, и первым пилотом становится другой. Когда я пришел в Honda, я давал свои комментарии команде, но Дани Педроса был тем, кто определял линию по двигателю и остальному. И мало-помалу ты набираешь силу в боксах, и так происходит везде — если идут результаты, ты набираешь силу.

О мнении Альберто Пуча, что внутри Repsol Honda будет война:

Это нормально. Когда у вас два побеждающих пилота в одной команде, они оба хотят выигрывать, а выигрывает только один. Но думаю, он имел в виду, что мы пилоты с очень разными ездовыми стилями. Стиль развития байка может сильно отличаться, но мы демонстрировали способность следовать в двух разных направлениях. Мы уже сейчас так делаем, мы ничего не меняли из-за появления Лоренсо.

Педроса пока шел в одном направлении, а я — в другом, но итоговые комментарии обоих пилотов наверняка очень похожи. Это будет год обучения у еще одного чемпиона. Можно многому научиться у пилота, который выиграл пять Мундиалей.

Про развитие байка в двух направлениях:

Двигатели сами по себе одинаковые, но когда все пилоты «Хонды» пробуют двигатель, который хорошо работает, все хорошо едут, а когда он становится хуже, все едут хуже. Это не тревожит.

На уровне шасси у каждого свои собственные ездовые характеристики, и вот там могут быть два направления, но сейчас уже так: Дани использует шасси, которое полностью отличается от моего, у Крачлоу еще одно, и в этом разница.

Про подход ко второй части сезона:

Как если бы это была первая. Нужно стараться быть хорошо подготовленным и физически, и технически. Осталось 10 гонок, прошло всего девять, так что отнесемся к ним с той же ментальностью и интенсивностью. Скорость и еще постоянство — это ключ к любому чемпионату. Над чем-то таким работать нужно обязательно, нужно стараться доходить до предела, но не заходить за него. У нас 46 очков преимущества, и в некоторых ситуациях нам придется их использовать, но мы не должны их растерять.

Нужно знать, как делать психологический «сброс». Нет никакой разницы [по очкам], как если бы она была нулевой. В прошлом году было много гонок «всё или ничего», а в этом году эта разница означает, что если была гонка под дождем, гонка, в которой у тебя затруднения, ты знал, что важно набирать очки. Я уже ошибся в Муджелло. Я не знал, что немного заплачу за тот уик-энд, и вот поэтому нам придется работать столько, сколько возможно, то есть не расходовать это преимущество, хорошо им пользоваться.