Даллинья: Успех Лоренсо — общий для Ducati MotoGP

Заводской коллектив Ducati провела весьма странную первую половину сезона MotoGP 2018. И гонщики, и руководство видит, что по мотоциклу достигнут прогресс после 2017 года, который благодаря шести победам Андреа Довициозо уже был достойным. Но наиболее побеждающей маркой остается Honda (пять побед Марка Маркеса и одна Кэла Крачлоу), а в командном зачете ведет Movistar Yamaha, ничего не выигрывающая более года.

Обозреватель MotoGP Мануэль Печино обсудил положение Ducati с её главным гоночным конструктором Луиджи Даллинья. Прогресс марки перевешивается упущенными возможностями. Их упускали оба пилота: Хорхе Лоренсо выиграл заезды в Италии и Каталонии, пролидировал 87 кругов и поднялся на третью позиции в зачете квалифаеров BMW M Award. Испанец при этом вдвое проигрывает по очкам Марку Маркесу (165 — 85), потому что очень много потерял на старте чемпионата. К байку 2018 года пришлось адаптироваться заново.

Андреа Довициозо, вероятно, мог успеть выиграть больше, но победа в Катаре остается единственной в сезоне. В Хересе пилот #04 был сбит напарником, отлетевшим от Дани Педросы, в Ле-Мане упал сам. В концовке заезда в Ассене Довициозо выбыл из борьбы за подиум, на Заксенринге допустил ошибку со стратегией. Всё вместе привело к тому, что он тоже едва ли борется за чемпионат (88 очков в зачете). У Desmosedici есть скорость, но у команды хромает претворение возможностей в результат.

Еще один аспект, который можно назвать проигрышем Ducati Team — потеря Лоренсо. Через полсезона он перейдет в распоряжение Repsol Honda. Усиление соперника гонщиком, на которого предположительно было потрачено более 20 миллионов евро — не лучшая новость перед 2019-м. Трехкратный чемпион MotoGP будет заменен на Данило Петруччи, пилота без побед.

Даллинья видит ситуацию и как шеф гоночной программы, и как инженер. Шефу Даллинья есть, о чем пожалеть, но инженер внутри Даллинья работой доволен:

Я удовлетворен, потому что думаю, за зимние тесты мы сделали явное улучшение. Я бы сказал даже больше: не только по ходу зимних тестов, но еще по развитию, которое мы внедрили в первой части сезона. Мы весьма рады.

Как считаете, сейчас насколько ваш байк на самом деле хорош?

Думаю, что у нас хороший баланс в плане динамики двигателя и водимости байка в общем. У нашей электроники тоже хорошая производительность. Я думаю, у нас хороший компромисс, что важнее всего, думаю.

Но какую область вы бы выделили по сравнению с прошлым годом?

Может, нам нужно несколько хороших шагов по шасси, но еще по водимости двигателя.

Электроники или двигателя?

Обоих — электроники и двигателя тоже.

В отличие от Формулы-1, в MotoGP нельзя испытывать на симуляторах будущую динамику.

Верно. Проводить какие-то симуляции — это возможно, но им далеко до точности, которая есть у них в F-1. Динамика байка MotoGP, любого байка, во многом отлична от динамики авто.

Полагаю, вы слышали, как Марк Маркес после гонки в Барселоне сказал, что Лоренсо смотрелся так, как будто ехал на Yamaha. Как вы истолкуете это заявление?

Я бы сказал, что на момент наш байк весьма хорош для множества разных ездовых стилей, и еще для множества разных треков. Важно давать ездокам инструменты, которые им нужны для показа их потенциала независимо от того, как и где они ездят. Я думаю, у нас хороший компромисс.

Коллега предположил, что победы Лоренсо в Муджелло и Барселоне не были его крупнейшими успехами. Скорее, им было превращение Ducati в Yamaha, чего Лоренсо хотел с его прихода. Разделяете его ощущение?

Я думаю так: успех Хорхе — это триумф для всех, кто трудится над проектом Ducati MotoGP. И должен добавить: в конце концов, что важно и правда имеет значение, так это получение таких результатов.

После того, как день за днем я слушал, что ключом Лоренсо к победам была крышка топливного бака, хочу вас спросить: как к этому относятся инженеры?

Во-первых, мне придется сказать, что мы слишком много об этом говорили. Во-вторых, та крышка топливного бака — это всего одно из, вероятно, сотни улучшений, которые мы сделали на байке. Очевидно, что только с топливным баком другой формы мы бы не могли получить подобные результаты. Это цельный пакет дал Лоренсо возможность побиться за победу.

По вашему мнению, насколько успех Лоренсо был ментальным и насколько техническим?

Конечно, голова райдера — это для его выступлений одна из самых важных вещей, но голову райдера приходится «кормить» технической эволюцией его байка. Если райдер чувствует уверенность, когда ездит на байке, у него положительно работает голова и он начинает улучшаться-улучшаться-улучшаться, и в конце можно получить такие результаты, как у нас в Барселоне и Муджелло. То есть техническое развитие байка и ментальная форма райдера развиваются вместе.

На меня пролился поток цитат Лоренсо с начала сезона. Это было интересное упражнение, потому что я смог увидеть большой сдвиг между Трассой Америк и Хересом. Покидая Остин, дух Лоренсо был на дне, но после первого дня практики в Хересе его речь радикально поменялась. Затем Ducati хорошо выступила в Хересе и Ле-Мане, с победами в Муджелло и Барселоне как кульминацией. Если я правильно помню, Микеле Пирро тестировался между теми двумя — COTA и Хересом. Был ли тест Пирро поворотной точкой?

Может. Честно, может.

К слову о Лоренсо. Я обязан спросить про бардак, потому что вокруг его подписания с Honda был бардак. Прошли недели, как эта новость появилась в Муджелло, но она продолжает заполнять заголовки. Лоренсо сказал, Ducati с начала знала, что ему нужно, и на получение этого ушло 18 месяцев. Что на это скажете?

Я думаю, всем следует говорить намного меньше. Всем. Тут больше нет истории, закончилась, конец, страницу перевернули. Нам всем следует смотреть вперед. У нас есть работа, и вот на ней мы сосредоточены.

Лоренсо будет получать полную поддержку, несмотря на понимание, что в следующем сезоне он будет крупным соперником?

Само собой, будет. В том же виде, в каком он получал полную поддержку с первого дня, как пришел в нашу команду. И не забывайте, что Хорхе всё еще большое вложение для нашей компании, и нам во многих аспектах было бы глупо не делать свой максимум, чтобы он преуспел. Мы будем поддерживать его точно так же, как будем поддерживать Довициозо.

Что с Довициозо? В прошлом году он был в центре внимания, а сейчас он больше в тени.

В большинстве гонок Дови был явно конкурентен. Он выиграл первую гонку в Катаре, и он закончил вторым в Муджелло. Правда, он дважды разбивался: раз в Ле-Мане, когда лидировал, и еще в Барселоне, когда был третьим.

Боитесь, что эти аварии могли повлиять на его уверенность?

Я так не думаю. Он понимает, почему совершил эти ошибки. Это важно.

После Барселоны Довициозо настаивал, что с прошлого сезона изменилось поведение шины. Он старался ездить, как ездил в прошлом году, что больше невозможно, по его мнению, несмотря на то, что Michelin гарантирует качество шин. Вы согласны?

Думаю, задние шины не такие же, как в прошлом году, хотя, как вы сказали, на бумаге они такие же. У меня ощущение, что-то изменилось. Я говорю о мелком изменении, не о большом изменении.

У вас есть по этому данные, или это лишь ощущения ездока?

Мы можем увидеть это по данным. Есть ощущение, но еще кое-какие цифры.

Вы как инженер можете работать над электроникой, можете экспериментировать в аэротуннеле, можете делать что угодно, но в конце концов, всё зависит от тех двух черных резиновых пончиков, установленных на ваш байк. Это разочаровывает?

Послушайте, я занимаюсь этой работой с 1992-го. Я давно осознал, что шины — это самая важная вещь на мотоцикле, так что тут ничего нового. Тут «соглашайся на то, что есть, либо не играй». Приходится понимать шины и приспосабливать под них байк.

Когда доходит до проектирования байка, стартовой точкой должны быть шины?

Всегда.

Текущая шинная проблема при Bridgestone была такой же?

Нет, ситуация под конец эры «Бриджстоун» была устойчивее. Я жду, что в определенный момент у нас с «Мишлен» тоже будет та же устойчивость. Когда начинаешь что-то новое, как это было в случае с Michelin, приходится выяснять, каков наилучший компромисс, и это тянет за собой изменения вещей. Это нормально. Думаю, начиная с этого момента, ситуация должна стать более стабильной.

Давайте поговорим о будущем. В 2019-м у Honda есть Маркес и Лоренсо, и Кэл Крачлоу. У Yamaha есть Валентино Росси и Маверик Виньялес. У Ducati есть Довициозо. Все эти ездоки — победители MotoGP. Для Ducati эта ситуация выглядит захватывающей?

На бумаге Лоренсо и Довициозо смотрятся куда более важной командой, чем Дови и Петруччи, но всю мою жизнь я всегда старался изо всех сил с тем, что у меня было. В следующем сезоне не будет иначе. Как он показал в прошлом году, Дови — ездок, который может выиграть чемпионат, и я вполне убежден, что Петруччи — хороший ездок. Есть такой, кто в начале прошлого года говорил, что Довициозо будет выступать так, как выступал? Думаю, мы будем конкурентны, что мы можем бороться — это самая важная вещь.

Что насчет ездоков Pramac Racing Джека Миллера и Франческо Баньяйя? Вы в них верите?

Я не только в них верю. Я думаю, эти райдеры могут быть будущим Ducati.