Пилоты MotoGP не хотят терять Заксенринг

Германский трек Заксенринг настолько мелкий и закрученный, что гонщики MotoGP постоянно называют его «картинговым». Со своей 3,6-километровой длиной он является наименее крупной площадкой в календаре MotoGP. В то же время, они не хотели бы переезда немецкого этапа куда-то еще, а ведь это вероятно: 2018 год может стать последним приездом чемпионата в регион Саксония.

Гран-При Германии всегда был одним из самых народных. Его посещаемость, например, в 2011-м составила 230 133 человека за три дня. В 2016-м это были 212 411 человек, однако сезоном спустя показатель просел до 164 000. Организатор мероприятия SRM (Sachsenring Rennstrecken Management) GmbH потерял в 2017-м почти 1 миллион евро, но несмотря на внушительное количество зрителей, даже этап 2011 года был убыточен.

На Заксенринге трудно зарабатывать. Гоночный трек не является постоянным, трибуны монтируются и разбираются каждый год. Стоимость работ выше по сравнению с другими треками. Трибуны строятся на частных землях, они же и получает деньги за билеты (вообще, трек появился благодаря инициативе частников). Данная проблема преследует Заксенринг с первого Гран-При в 1998 году.

Другая проблема — нет иного источника финансов. Кольцо работает всего 10 дней в году, находясь в жилой зоне. По сравнению с постоянными треками этот не зарабатывает. У него даже нет единого владельца: половина между поворотами 1 и 11 принадлежит центру дорожной безопасности (центр и поддержал инициативу построить кольцо), другая половина между поворотами 11 и 1 принадлежит местной администрации, потому что благодаря её финансам в 2001 году трек был удлинен до нынешних 3,6 километров. Кстати, тогда появился знаменитый поворот Водопад, теперь официально именуемый поворотом Ральфа Вальдмана.

С 2011-го германский автоклуб ADAC перестал брать на себя организацию Гран-При, потому что терять на нем около 3 миллионов евро — непозволительная роскошь. С 2012-го эти обязанности перешли компании SRM (права на проведение остались у ADAC). Несколько лет здоровью этапа вроде бы ничего не угрожало, и видя это, Dorna Sports в 2017-м довела плату за проведение этапа со «скидочных» 3 до стандартных по Европе 4 миллионов евро.

SRM подняла цены на билеты на 30%, неэффективно провела предварительные продажи, и произошло экономическое фиаско. Компания не рассчитала силы, и договор на 2017 — 2021 годы с ADAC пару месяцев назад был расторгнут. За период 2012 — 2017 только гонка 2015-го покрыла расходы. 200 тысяч билетов — минимальная планка, ниже которой Заксенрингу опускаться опасно. Как мы видим, 164 тысячи билетов — почти гарантированная смерть этого Гран-При. Любопытно, что для ГП Японии или Арагона такое число было бы за пределом мечтаний, но их положение куда надежнее.

Альтернативой могут стать Нюрбургринг или Хокенхайм, куда ранее приезжал MotoGP. По иронии, чемпионат покинул эти трассы из-за скверной посещаемости, чтобы в 1998 году переехать на свежепостроенный Заксенринг. Убыточный 1997-й стал приговором для Нюрбургринга, когда он тоже принес крупные потери. Кроме того, на данный момент у него нет одобрения безопасности FIM уровня А. Чтобы адаптировать трек к мотогонкам высшего уровня, инфраструктуру следует улучшить.

Контракт ADAC с Dorna продолжает действовать по 2021 год. Решение по выбору трассы и организатора остается за клубом, так как контракт не содержит уточнений ни по тому, ни по другому пункту. Кармело Эспелета не в силах на это повлиять. Может быть несколько вариантов: ADAC своими силами организовывает Гран-При, как в 1998 — 2011 годах; ADAC, SRM и администрация Саксонии создают совместное предприятие и делят все доходы и расходы; германский Гран-При выбывает из MotoGP, пока не найдется решение.

Вот что думают об этом пилоты MotoGP.

Марк Маркес:

Само собой, я сильно разочарован. Думаю, нам в чемпионате нужна одна гонка в Германии, потому что у нас тут много фанов. И еще она важна производителям, это одна из самых важных стран в Европе. Посмотрим. Ясности нет, но надеюсь здесь на продолжение, честно говоря.

Валентино Росси:

Досадно, потому что по мне так Заксенринг — очень особенный трек. Иногда непростой, но отличный от всех остальных, особенно из-за повышения-понижения, подъемов-спусков.

Кэл Крачлоу:

Странное ощущение. Когда по нему ездишь, он ужасен. Для нас это картинговый трек, но обычно там видишь хорошие гонки, и на самом деле вполне ими наслаждаешься. Но трек ужасен. У нас сюда приходит много фанатов, что очень важно, и мы всегда с нетерпением ждем приезда сюда. Странно.

Джек Миллер:

Было бы приятно сюда вернуться… Мне нравится Хокенхайм, приятные длинные прямики были бы хороши для Ducati. Это крутой трек, и полно места для зрителей и такой всячины. По местам чуть-чуть как Ассен. Было бы круто, думаю, и для зрителей — там более зрелищный трек, чем здесь. Тут ты правда можешь за раз увидеть только один сектор.