Ляйтнер: Педроса долго не верил, что может быть хорош в дождь

55-летний австриец Майк Ляйтнер еще поработает в MotoGP (сейчас Майк — глава Red Bull KTM), тогда как его 32-летнего бывшего подопечного Дани Педросу может ждать финальный эпизод в Гран-При. Сегодня на Заксенринге пилот Repsol Honda сообщит, чем намерен заниматься дальше.

Педроса и Ляйтнер были одной из самых прочных связок современного Гран-При. В 2004-м австриец, который был техником-подвесочником Ohlins в коллективе Red Bull Yamaha, согласился на переход в заводскую Movistar Honda кубатуры 250. Его сделали шеф-механиком и приставили к восходящей испанской звезде. Педроса перешел в средний класс чемпионом GP125, и с первой попытки добавил этот титул, несмотря на травму.

В 2005-м эта связка снова была чемпионской. Годом позже Педроса стал членом Repsol Honda. С этой командой у #26 прошла вся карьера в MotoGP. Что касается Ляйтнера, они проработали по 2014 год включительно. Развод был совместным решением, так как Педроса думал о переменах в гараже (перед глазами был пример Валентино Росси, которому очень помогла смена шеф-механика перед сезоном 2014), а Ляйтнер сильно уставал при графике, в котором 190 — 220 дней проводил вне дома.

Глава проекта Red Bull KTM поведал о совместном пути порталу Speedweek. Педроса является успешным мотогонщиком по любым меркам, у него три гранприйных титула, за 17 лет испанец 10 раз являлся призером чемпионата. В классе MotoGP Самурай входил в топ-3 2007, 2008, 2009, 2010, 2012 и 2013 годов. К сожалению, ни одна из этих медалей FIM не была золотой. Ляйтнер объясняет, почему.

Майк, какого человека и какого гонщика вы обнаружили зимой 2003/2004 года, когда 14 лет назад присоединились к команде Педросы?

Хм… Как гонщик он уже тогда был исключительным. Если вы можете выиграть первый в вашей карьере мировой чемпионат GP250 после того, как полгода в основном провели в инвалидном кресле, это примечательно. Дани сломал свою лодыжку в октябре 2003-го в GP125 на Филлип-Айленде. Довольно сложный перелом. В нем был драйв, ему не на что было жаловаться, он еще был очень молодым, 17-летним. Он еле говорил по-английски.

Как получилась это сотрудничество?

Менеджер Дани Альберто Пуч также управлял командой Movistar Honda у Дани. Он присматривал техников для чемпионата GP250. Он сказал об этом [техническому менеджеру HRC] Ади Штадлеру, он привел меня в игру.

В чемпионате GP250 Дани доминировал два года, но за 13 лет в чемпионате MotoGP он ни разу не выиграл титул.

Да, просто есть такое мелкое пятнышко.

Вам было бы плохо, если б Педроса стал чемпионом MotoGP после вашего ухода в конце 2014-го? Вы бы тогда заплакали или рассмеялись?

Нет. Если откровенно, мне ничего не хотелось так сильно, как сделать Дани чемпионом мира, так что я бы его полностью поддержал. Если бы он правда мог дойти до чемпионства MotoGP, я правда был бы счастлив. Я знал о нем почти всё, мы так долго проработали вместе, 11 лет.

У Педросы были явные слабости в дождь по ходу первых лет MotoGP.

Да, поначалу в дождь он был слаб. Так было до 2012-го, пока он не выиграл свою первую дождевую гонку в Малайзии.

В ту пору Педроса не захотел раскрывать, как он привык к быстрому пилотированию под дождем. Он ездил по песку на шинах-сликах, правильно?

Все пилоты MotoGP — грунтрекеры. Он тоже этим занимался: Дани ездил по песку на грунтрековых шинах, на промежуточных, это верно. Но не думаю, что ключ к успеху был в этом. Этим все занимаются. Эти тренировки были просто мелким вкладом в улучшение под дождем. В начале у него уже в голове было невероятно отрицательное отношение к дождю. Когда шел дождь, для него день заканчивался, и тогда всё было кончено.

И в какой-то момент он осознал, что с таким отношением ему не стать чемпионом мира?

Да. Вся команда HRC тогда работала, чтобы изменить этот момент. Мы сильно на него давили. Дани — ездок, который очень упорно трудится над настройкой, но при дожде он не так сильно стремился позаботиться о подходящей, потому что знал: в мокром треке для него ничего хорошего. Стоило нам только как-то раз по-умному его «завести» и убрать у него из-под носа всю информацию кроме той, что была полезной, как мы дали ему хорошую дождевую настройку. С тех пор он стал по-настоящему хорошим ездоком.

Вы отпраздновали 41 победу ГП, 26 в одном только классе MotoGP. В каком году Дани был ближе всего к победе на Мире? Он был вторым на Мире в 2007-м, 2010-м и 2012-м. В первый раз ему не хватило 125 очков до Стоунера, во второй раз 38 до Лоренсо, и наконец, в 2012-м 18 до Лоренсо.

2012-й был крупнейшей возможностью, это ясно, когда он выиграл семь Гран-При. Только в Мизано было суперобидно, когда случилась проблема с тормозом. Дани был на поул-позиции, там был фальстарт. На рестарте наверняка какая-то пластиковая штука попала в карбоновый тормоз. Дани пришлось покинуть решетку и ехать с конца, последним. Затем Эктор Барбера его сбил, так что гонка была окончена.

Педроса однажды потерял шанс на титул в Мотеги, в Японии?

Да, когда в Мотеги в 2010-м была проблема с [заклинившим] дросселем. Дани подлетел и получил предельно сложный перелом плеча. Ему пришлось пропустить три гонки — Япония, Малайзия и Австралия. В Эшториле и Валенсии он всё еще был в синяках, он был только восьмым и седьмым.

В 2011-м не сработало: новичок Honda Кейси Стоунер ухватил титул прямо с первого замаха.

В ту пору у Дани тоже были шансы на титул. Он вел в чемпионате, пока в Ле-Мане не столкнулся с Марко Симончелли, так что он выбыл из титульной гонки. Годом спустя, в 2012-м, когда Кейси еще был в команде, Дани выиграл минимум семь гонок. Дело не в том, что по нему долбил Кейси, но Кейси выиграл титул на «Хонде», Дани — ни разу.

В 2007-м у Педросы тоже были надежды. Он во многом разобрался с уменьшенным 800-кубовым двигателем из-за его комплекции жокея.

Надежды были с ним каждый год. У него всегда получалось выигрывать Гран-При, так что и на титул можно надеяться.

В чем были проблемы 2007-го?

Honda построила полностью новый байк для 800-кубового класса. Та первая версия-восьмисотка была правда очень трудной… «Ямаха» была консервативнее — она просто поменяла кубатуру, остальное — не очень.

Кейси Стоунер выиграл чемпионат-2007, потому что у 800-кубового Ducati была уйма мощности, и он был единственным топовым ездоком, у кого были шины Bridgestone.

Да, в 2007-м у «Бриджстоун» точно было преимущество над шинами «Мишлен», но должен сказать, это Стоунер задавал разницу. В то время все настаивали на успехе Ducati и шин. Шины помогли ему, но позже мы увидели, гонщиком какого калибра был Кейси.

У вас было насыщенное сотрудничество с Педросой, который много лет пробыл на переднем крае класса MotoGP. С 2006-го ему в королевском классе всё время чего-то не хватало для большого рывка. Главная причина — количество травм?

Дани часто получал травму в неподходящие моменты в те годы, когда выигрывал много гонок и бился за титул. Этим можно вертеть так и эдак. Я не знаю, калечился ли он легче остальных. Его комплекция — это точно не его преимущество, особенно на больших мотоциклах с 1000 кубиков. Для его роста это уже жестокое соотношение. Видно, что иногда у него жесткие затруднения. Если он не в нужных условиях, будут колебания.

Вы верите, что 2018-й — последний год для титула Педросы в MotoGP?

Если б он ездил, как в 2017-м на ГП Хереса и Валенсии, тогда бы да. Приходится показывать 18-19 таких гонок. Я убежден, что его таланта для этого достаточно, но подобный сезон характерен разнообразием условий, и часто — травмами. Приходится быть очень постоянным, чтобы получить такую возможность.

Еще у Дани с 2013-го невероятно сильный напарник, Марк Маркес. Это может быть положительно, потому что тогда ты хотя бы знаешь, что твоя машина способна выигрывать. Определенно, я [всегда] думал, что Дани выиграет титул.