Байер: В Остине и Муджелло RC16 тяжелее всего

ГП Валенсии 2008 года, выигранный Кейси Стоунером на Ducati, долго был последней гонкой MotoGP для мотоцикла с трубчатой рамой. Благодаря КТМ в 2017 году эта конструкция вернулась в чемпионат.

Австрийцы не намерены ей изменять, хотя это тяжелый путь. Остальные мотоциклы обладают проверенными алюминиевыми лонжеронными рамами, включая Ducati, которая не собирается возвращаться обратно. И пока прототипу RC16 далеко до тех показателей, которые были при дебюте Ducati в MotoGP 15 лет назад.

Сейчас марка прогрызает себе дорогу в топ-10. Ни Поль Эспаргаро, ни Брэдли Смит в 2018-м туда не попадали, зато 10-е место ухватил тестер Мика Каллио, выступивший в Хересе по дикой карте на модификации 2019 года. Это большой шаг вперед относительно текущей версии, как отмечал Поль, и не исключено, что последний. Снятие следующих десятых с круга пойдет всё медленнее.

Speedweek поговорил с директором KTM Motorsport Питом Байером о текущем уровне RC16.

Пит, Поль Эспаргаро в Муджелло критиковал управляемость KTM RC16 так же, как до этого. Это из-за шасси. Со стальной трубчатой рамой можно решить все эти проблемы? Или КТМ когда-нибудь придется задуматься об алюминиевой альтернативе?

На это есть четкий ответ: мы всё равно не думаем об альтернативах стальной раме. Мы решим проблемы с той идеей, с которой мы движемся. Это ясно в любом случае. Проблемы, с которыми мы сейчас имеем дело, не новы. В Муджелло нам было немного труднее, чем другим.

У нас всё еще есть проблема управляемости в глубоком апексе поворота. Если поворот затем в какой-то момент заканчивается и ездок бросает аппарат [в вертикальное положение], проблема снова пропадает. В Муджелло приходится оставаться в сильном наклоне и растягивать длинные повороты. Это ухудшает нашу проблему по сравнению с другими кольцами, где не так много 180-градусных поворотов.

В 2017-м Муджелло нам было предельно трудно, и в этом году нам опять было трудно. То, что мы помучаемся в Италии, было почти неизбежно, но со всеми частями, которые у нас на конвейере, и с тест-пилотом Микой Каллио, у которого они уже на трассе, мы должны решить многие из этих проблем и сделать гонщиков счастливее. Мы в этом уверены.

Что произошло в Муджелло? В пятницу на СП-1 началось весьма хорошо, но затем гонщики немедленно захотели улучшений. После этого мы начали многое пробовать. К концу субботы основа нашего мотоцикла была именной такой, какая она сейчас.

В пятницу вы снова пробовали новые части, которые больше не хотели пробовать в гонках после заокеанского тура?

Нет, мы никаких новых частей не пробовали, но мы тестировали кое-какие опции по настройке. Пробуются наклон вилки покруче или маятник покороче или подлиннее. Это обыденность, нормальные вещи, которые каждому стоит и нужно пробовать. Но с нашим базовым пакетом мы закончили в конце.

Думаю, что с нашим текущим байком, на котором мы сейчас ездим, мы не сможем решить проблемные моменты, на которые мы месяцами жаловались. Сейчас у нас период, когда требуются ездоки, чтобы они иногда ездили за пределом мотоцикла.

Нам нужно убрать «перебои» системы, ведь райдеры всегда думают, что они быстрее, только когда на КТМ ставят новые части. Часть отставания сейчас должны компенсировать райдеры.

Если на семерых треках трижды, — в Остине, Муджелло и Каталонии, — вырастают проблемы, то слишком много треков, где KTM неконкурентен.

Мы хотим выбраться из этих проблем, нам не хочется годами сталкиваться с этими проблемами. Сейчас наш байк слаб в этом, это так. Может, Остин и Муджелло для нас были худшими треками. На всех остальных треках нам уже не приходилось биться с отставаниями 2017-го.

Тем не менее, эту проблему придется решать. Однако, мы в то же время уверены, что собираем воедино пакет в испытательной команде, которая решительно изменит эту проблему. Вот почему мы так уверены и не ставим под вопрос материал шасси. Мы ни за что этого не сделаем.

У нас всего второй год MotoGP, и я никогда не делал тайны из факта, что нам понадобится эта готовность помучиться. Но хотелось бы отметить: наш разрыв до лидеров в Муджелло 2017 был около 1,7 секунды. В квалификации 2018-го была 1,1 секунды. Мы набрали 0,6 секунды, конкуренты — 0,3 секунды.

Мы чуть быстрее, чем в прошлом году, и мы снова развились лучше конкурентов, но этого недостаточно, и этого долго будет недостаточно. Но мы приближаемся к вершине, хотя пелотон очень силен. Всегда есть светлые пятна: на разминке в Барселоне Мика Каллио был всего в 0,6 секунды позади, 14-м.

Если есть надежда, что Жоанн Зарко в 2019-м будет еще на несколько десятых быстрее текущего райдера, то всё равно остается 0,8 — 1 секунда до вершины. Но идея стальной рамы по-прежнему высечена на камне КТМ? Председатель компании Штефан Пирер не разрешит другую идею?

Верно, да и я тоже. Тут не только Штефан Пирер, тут философия компании. В Маттигхофене каждый инженер и каждый уборщик знают: алюминий — это не вопрос. Мы так убеждены в этом изделии и испытали с ним столько приятных вещей…

Еще у нас есть познания, как управляться с этим материалом. С алюмшасси мы бы так же снова начали полностью с нуля — вот почему это не вопрос. Тут Штефан Пирер единоличен, но в КТМ все согласны.

Kalex три года строил алюмшасси для КТМ в Мото3 и выигрывал гонки. Kalex, как и Suter, который строит шасси для Ducati MotoGP, может хорошо разработать конкурентное алюмшасси для КТМ. Алекс Баумгартель ждет завершения за шесть месяцев.

Но мы сейчас возвращаемся к моменту, что мы не хотим дублировать никакие машины, а хотим строить нашу собственную машину. Это не самый простой путь, но мы убеждены, что в какой-то момент тут может быть преимущество.

Если мы сейчас строим байк на наших познаниях и в итоге узнаем, почему он быстр, тогда возможен шаг, что означает малое преимущество. Вопрос насчет алюмшасси — это явно не вопрос ни для нашей фабрики, ни для команды.

Ducati в 2007-м стала чемпионом мира с Кейси Стоунером и стальной рамой. Тем не менее, затем в 2011-м они построили углеволоконный монокок и алюмшасси для Росси. Все дукатисти восприняли это как преступление.

Да, но вопрос с шасси нужно оценивать чуть позже. Я не хочу, чтобы спустя полтора года паддок оценивал, успешен ли наш проект MotoGP или нет. Мы хотим получить немного больше времени.

Мы как-то объявили, что через три года хотим подвести итог и спросить себя: где мы? Три года спустя — это точно правильное время, потому что в следующем году наш байк будет лучше, чем сейчас. Еще у нас есть ездок на 2019-й, который, надеюсь, сможет что-то сделать, чтобы ускорить КТМ. Тогда мы, конечно, будем не так далеко от вершины.