Крачлоу: Иногда Honda тормозит на 50 метров позже всех

Издание Cycle World провело с Кэлом Крачлоу техническую беседу об особенностях прототипа Honda RC213V. У каждого прототипа MotoGP есть набор сильных и слабых сторон, и в зависимости от шин они могут проявляться в той или иной степени.

Монопокрышки Bridgestone 2009 — 2015 годов хорошо подходили Honda. Главная заслуга принадлежала супервыносливой передней, переносившей любые «издевательства» на торможении. Не только гонщики Honda, но и другие в поворотах прописывали траектории в виде буквы V, с надломом (видимым или еле заметным) в середине поворота, так как замедление шло очень долго.

Англичанин отметил, что в первый год на Michelin (2016) траектории оставались примерно такими же. Постепенно они начали меняться в сторону округлых. На французских покрышках уже нельзя было быть такими радикальными. Плюсы RC213V существуют, как прежде. Тем не менее, марка всё время ищет способ пожертвовать какой-то их частью, чтобы получить выгоду от поворотов:

«Хонды» всегда были сильны на торможении, в поворачивании байка, его поднятии, и выстреле. Стиль Bridgestone был в очень сильной [траектории] V, но это изменилось. Лучший способ ездить на Michelin — не делать V. В первый год, когда у нас был Michelin, было труднее, потому что все мы еще ездили как на Bridgestone. Даже Yamaha проходила повороты с большей V, чем сейчас. Сейчас самая жесткая передняя шина Michelin очень близка к самой мягкой, которая у нас была с Bridgestone.

«Хонда» еще вполне делает V, потому что это стиль нашего байка, но сейчас другие — даже Ducati, — очень близки к Yamaha. Они округляют поворот. Нам приходится рулить задком байка, нам приходится открывать дроссель, чтобы байк повернул, потому что у нас на байке довольно сильная недоповорачиваемость. Она куда сильнее, чем когда я ездил на «Дукати», куда сильнее.

Позитивного у нас намного больше: мы можем тормозить позже других ребят, и мы можем входить в поворот лучше других ребят. Мы не можем хорошо округлять повороты, как другие ребята, но мы лучше выезжаем. Стиль байка можно попробовать изменить настройками, но мы много раз так делали, мы много раз пробовали на «Хонде» вещи, чтобы получалось больше округлять повороты, потому что мы думаем, лучший способ пройти поворот на Michelin — это рано затормозить, удержать поворотную скорость, и выйти из поворота.

Но ДНК байка — это ДНК байка, и в конце ты всегда возвращаешься к другому способу, потому что так быстрее всего. А хороший райдер всегда поймет, как ездить на мотоцикле быстрее всего.

Мы сделали сильное шасси, так что оно может хорошо останавливаться. Мы можем наклонять байк, поднимать его и выходить. В конце прямика мы обычно быстрее, но если посмотреть на телеметрию или видео [борьбы] против «Ямахи», в конце они всегда одинаковые. Они держат так много поворотной скорости, что они никакого хода не теряют, потому что они уже катят намного быстрее нас, так что в конце прямика они реально близко.

Мы так поздно тормозим, в некоторых поворотах мы можем затормозить на 50 метров позже других производителей и всё равно остановим байк. 50 метров — это много. Мы подрываем середину поворота, но мы можем набрать три десятых.

По мнению Крачлоу, преимущество Honda в области торможения настолько большое, что частично можно от него отказаться. Если смягчить шасси, вырастет поворотная скорость, что в целом сделает байк сильнее. Он на этом не потеряет, так как сильное торможение останется, как и сильный двигатель, дающий уверенный разгон:

Думаю, если мы сможем немного отдать капельку [жесткости], нам бы стало намного лучше. Нам всегда хочется чуть-чуть изменить в другом направлении. Если вы следите за ездоками других производителей, вот когда [начинаются разговоры] «наш байк не останавливается, как Honda», то есть тут дал-забрал.

Я как парень, который делает для Honda всякое по развитию, старается делать большой вклад в улучшение пакета целиком, я уверен, что немного отдав в области входа и выхода — просто так мы можем получить чуть-чуть больше поворотной скорости, — мы можем сделать байк еще конкурентнее, чем сейчас.

Honda в этом году проделала очень хорошую работу. Байк и пакет очень близки к прошлогоднему, но двигатель сильный. Двигатель и то, как они смогли справиться с ситуацией — это очень-очень хорошо. Мы опять, раз за разом просили двигатель побыстрее, более мощный двигатель, и в этом году нам его дали.