Робертс: Маркес ошеломляет, Довициозо шокирует

Личный зачет MotoGP 2018 после ГП Америк ведут главные герои 2017 года — Андреа Довициозо и Марк Маркес. Эти гонщики напоминают старшему Кенни Робертсу о собственном опыте.

В пилоте #93 трехкратный чемпион GP500 видит себя — очень талантливого мотогонщика и любителя рулить задним колесом. В пилоте #04 Робертс видит своего ученика Уэйна Рейни. Чемпион американского Супербайка появился в старшем классе Гран-При в 1988 году без большого ажиотажа. Сначала было тяжело, но Рейни был готов учиться и вырос в трехкратного чемпиона 1990 — 1992 годов.

О своем восприятии Маркеса и Довициозо 66-летний Робертс рассказывал порталу crash.net в преддверии Гран-При Америк.

Когда наблюдаешь за Маркесом, ясно, что он может делать с байком вещи, которые не могут другие. Вы можете это связать с его подходом постоянно пробовать вещи, о которых другие и не мечтали бы?

Ага, и делать это каждую неделю… У него специфический стиль, которого нет ни у кого. Само собой, я там был, делал это. Смотреть на это — это как смотреть на вещи, которые я делал на мотоцикле 30-35 лет назад… Только лучше! Он делает это на абсолютно убийственном пределе.

Сделать то, что он сделал в последнем повороте последнего круга [в Катаре]… Я поверить не мог, что он так сделает. Он не гоняет на 90%, он гоняет на 110 и затем вдаривает до 115 на последнем круге. Смотреть, как Маркес иногда ездит на мотоцикле — это ошеломляет.

Помню, пару лет назад на американском Гран-При в Индианаполисе он был единственным парнем, который поворачивал мотоцикл задним колесом. Единственным. В смысле, в чем-то трэкшн-контроль не позволяет такому происходить. Ему до этого нет дела, он не хочет, чтобы у него всё время был зацеп — вот именно так я подходил к кольцевым гонкам.

Как-то приятно видеть того, кто это понимает и кто может это на таком уровне. Думаю, он взял этот подход целиком и поставил вперед всего остального. Я не был особенно жестким с передней шиной, но в эти дни такое работать не будет. В эти дни нужно с передком пожестче, чем я когда-то. Жестче всего с передком я был в 83-м, потому что Фредди [Спенсер] был на Michelin, а их передняя шина была очень хороша. Я знал, что придется так делать, и прикладывал к этому большие усилия.

По сути, у меня были такие жесткие конструкции, что Эдди [Лоусон, напарник] в ту пору не мог на них ездить, потому что была слишком сильная болтанка — это только от давления на перед. Мне приходилось соответствовать и реально глубоко копать, и делать то, что те ребята делали в ту пору моего расцвета.

Недавние выступления Андреа Довициозо были для вас сюрпризом?

Ага, меня это шокировало, потому что я знаю, что раньше он был на Honda, затем он покинул Honda и занимался другими вещами. Когда он впервые там [в MotoGP] оказался, я думал, у него был потенциал, но по какой-то причине он правда так и не воплотился. Я с ним не работал и больше особо не слежу за Гран-При, но видно, что он сейчас стал самим собой, и это показывает: никогда не знаешь наверняка.

Это дело непростое, это чуть-чуть как гольф: у вас есть Тайгер Вудс, который просто исчез, лучший в мире просто ушел. Вот так в MotoGP: совсем внезапно [Довициозо] просто берет и делает невероятную работу. Просто он весьма тихий, занимается своим делом. Маркес более яркий, он просто вклинивается туда, и ты удивляешься: черт, как это произошло? Но нельзя не снять перед ним шляпу. Он просто продолжает работать в основном над собой и тем, что нужно, чтобы стать лучше.

В прошлом бывали ездоки, у которых так было. Ну, Уэйн Рейни — один из них. Ездок, про которого люди говорили, из него никогда не выйдет лучший в мире. Каждый день тебе приходится вставать и думать, как можно быть быстрее, как ты можешь ездить на мотоцикле быстрее, что можно сделать. Мне нужно было три дня прогонять в моей голове то, как я мог быть быстрее в прошедшей гонке, какой поворот меня тревожил, какой сценарий [был лучше]. Наверное, в середине гонки я слишком замедлился и не смог собрать всё воедино? Ты просто прогоняешь это, и прогоняешь, и прогоняешь.

Очевидно, этим Довициозо и занимался — он просто прогонял каждый круг, который когда-либо проехал, и учился делать лучше. В каком-то смысле иногда такого парня труднее всего побить, потому что он в своё время научился этому сам. Иногда лучше так, чем когда очень много таланта и ты упускаешь вещи из вида.

Со мной так и было. Вот почему я разбился [на предсезонке] в Японии в 79-м. Я просмотрел безопасность, я даже не подумал о безопасности. Я просто выехал и… Ну, перед моей аварией я поставил рекорд трека. Я никогда не бывал на том треке. Знаете, иногда природная способность встает на пути у побед.