Тарамассо: Два-три пилота жалуются на Michelin намного больше остальных

В моторном спорте споры между гонщиками и шинниками — такое же вечное соревнование, как у снаряда и брони. Новый чемпионат MotoGP начался в том числе с шинной темы. На катарском Гран-При в адрес Michelin было несколько жалоб по качеству, и одно из них касалось заезда: Жоанну Зарко французы объяснили, что его передняя шина действительно была так себе. На сторону пилотов встал глава союза производителей MSMA Ян Виттевеен.

Там же на Лосаиле журналисты узнали о противоположной точки зрения. Директор мотонаправления Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо объяснил, что большинство жалоб не связано с качеством резины. Зацеп шин может меняться в зависимости от условий, настроек или предварительного прогрева, так как перед использованием каждую покрышку нужно несколько часов греть в особом чехле-грелке.

Позиция Michelin такова: отдельные шинные аспекты действительно могут вызывать проблемы, но у этого вопроса нет глобальной значимости:

Это разочаровывает, потому что, как я объяснял ранее, они иногда жалуются, но при этом, когда мы смотрим данные, они жалуются, что у «софта» после полудня было меньше держака, чем было этим утром. То есть это полностью разные условия, или может они между делом поменяли настройку, или может это не проблема держака — это только прогрев, потому что на горячем круге они недостаточно поднажали. Или может это потому что шину всего час погрели в шинном чехле, а предыдущую грели три часа.

В общем, есть много-много вещей, которые у них могут измениться, но мы всё равно слушаем всех ездоков, мы просматриваем все данные, мы смотрим, улучшили они времена круга или нет, когда сравниваем. Затем, само собой, мы смотрим, провели ли они тесты подряд без каких-либо изменений настройки. Так что мы смотрим на все эти вещи, но это разочаровывает.

Временами это зависит от действий команд. Я не могу привести вам пример, но могу сказать, что между вчера и сегодня нам пожаловались может восемь-девять, и когда мы всё анализируем, только две жалобы могут быть проблемой. Всё остальное было просто жалобой без какого-либо технического объяснения, потому что от одной сессии к другой сессии они сменили настройку, потому что они были в траффике, потому что время круга было другим. Есть один райдер, они проехали шустрее, так что если хуже, как ты можешь ехать шустрее? Но опять же, предмет очень сложный.

Мы следим за каждой шиной. Она получает серийный номер, и мы следим за шиной с процесса создания до перевозки, когда она на треке, прогревали ли её, был ли перемонтаж. Мы проверяем температуру, температуру хранения, всё. Мы стараемся понять, откуда это идет, где проблема.

Монтаж шин Michelin (Лосаил, 2018)

Если техники видят настоящую проблему с покрышкой, её отправляют домой в Клермон-Ферран, где будет произведено «вскрытие». Шину внимательно исследуют, была ли она бракованной:

Этим мы и занимаемся: мы разрезаем, проводим анализ, химический анализ. Мы возвращаемся назад и просматриваем все свойства состава, были ли те соблюдены. Мы просматриваем все записи о перевозочной температуре. Мы смотрим, сколько раз её монтировали или предпрогревали — это большой труд.

Мы мониторим все температуры, и наша мишень — чтобы шины всегда были около 20-22 градусов, так что даже в контейнере есть климат-контроль, он нагрет. Если вы посмотрите по Европе, мы перевозим шины на грузовике. В грузовиках есть аэрокондиционер. Шины не складывают на металлический стеллаж — их держат на подвесах. К шинам правда относятся лучше, чем к техникам [смеется]. У нас есть доступ к данным их жизни, мы можем в реальном времени видеть внутреннее давление и температуру.

В 2019 году система учета Michelin должна стать еще более точной. У шинников и команд будут детальные данные, сколько часов нагревали каждую покрышку. Так можно будет удостовериться, что не превышен порог в пять-шесть циклов — после такого компания не может гарантировать качество изделия:

Сейчас мы работаем над системой, которая со следующего сезона будет обязательной. Это система, которая будет записывать каждый серийный номер, сколько он проводит в чехле, то есть так мы поставим предел. Скажем, ОК, после 85 — 100 — 150 часов нагрева шина более не пригодна для ГП. Мы сейчас работаем так: проводим испытания передней и задней шин, мы проверяем состав и всё после пяти-шести дней шины, то есть это значит два ГП. В общем, после пяти-шести дней шины в чехле мы её убираем из запасов.

Команды нажимают выключатель утром и затем вечером выключают. На следующий день включают и выключают. Температура чехла — 90 градусов. Состав, шины — они работают более чем на 120 градусах. По результатам наших исследований этот цикл нагревания не влияет на держак, но он может просто влиять на прогрев, то есть шине требуется на прогрев на круг больше, может — вот почему я говорю, что иногда могут жаловаться на держак. Это не держак, это просто прогрев. Может, на первом-втором круге придется поднажать чуть-чуть больше, или сделать на круг больше, чтобы привести шину в нужное состояние.

Тарамассо обошелся без имен, когда упомянул критиков. За каждым пилотом закреплен техник, который старается ориентировать по лучшему доступному материалу. Michelin передает шины командному союзу IRTA, который наугад распределяет их среди клиентов. Каждому положены по три набора передних и задних шин (мягкая, средняя, жесткая). В каждом наборе возможно небольшое расхождение по качеству, за чем следит техник. С его помощью лучшие варианты выявляются заранее:

Скажем так, есть два-три ездока, которые жалуются гораздо больше по сравнению с остальными. Я не знаю, из-за команд ли это. Я знаю, это жалуются ездоки. Команды будут смотреть за их работой [шин], за их прогреванием, так что по мне так команды работают хорошо. Просто это восприятие райдеров.

Как я сказал ранее, мы сохраняем след всей жизни шины. Мы знаем о тех, которые полностью новые — их никогда не монтировали и не прогревали, и они очень… Мы также знаем, что ради однородности у нас есть некоторый допуск [различий], так что мы выдаем им лучшую. То есть у каждого райдера есть по одной каждой разновидности, у них есть гоночная шина.

Мы им говорим: эта — лучшая, так что пожалуйста, оставьте её для гонки. Если есть другая шина, которую ранее нагревали или монтировали, мы говорим: эту смонтировали на последнем тесте, так что используйте её на свободной практике 1, используйте её как можно скорее. Просто чтобы убедиться, мы говорим: ОК, просто используйте. Тогда они её используют и всё ОК.

Большинство раз жалобы только на держак, но мы тоже проверяем однородность — убедиться, что у нас нет вибраций. Иногда они бывают, но тут дело больше в держаке.