Виттевеен: По качеству Michelin далеко до Bridgestone

Ян Виттевеен, в недалеком прошлом известный как директор Aprilia Racing, критически относится к качеству прототипных шин Michelin Power Slick. На протяжении последних лет — с того момента, как в 2016-м фрацузская компания переняла моношинную эстафету у Bridgestone, — появлялись тревожные сообщения о том, что эти изделия не выдерживают нагрузок, а также отличаются друг от друга по качеству и поведению, даже если шины одинаковых составов из одной партии.

В начале 2016-го пилоты Ducati Лорис Баз и Скотт Реддинг пережили взрывы задних покрышек. Сочетание особо мощного мотора, жары и тяжелого пилота не соотносилось с тем, что готова выдержать резина. Последние критические комментарии дали такие пилоты, например, как Валентино Росси и Дани Педроса. Доктор на катарских тестах был серьезно обеспокоен тем, что на симуляции гонки (половина реальной дистанции) его задний баллон похудел на 800 грамм — столько резины съела его Yamaha. Самурай на самом Гран-При говорил о том, что проблемы с идентичностью одинаковых покрышек остаются.

Виттевеен полагает, что проблемы истекают из разницы подходов: Bridgestone делал для MotoGP жесткие покрышки, которые хуже прогревались, но могли многое выдержать. Michelin придерживается более мягких каркасов, из-за чего выше вероятность перегрева и дальнейшей деградации. Сейчас 71-летний Виттевеен — новый генеральный секретарь ассоциации заводов MSMA. На Гран-При Катара он начал плотно заниматься этим вопросом. Голландец считает, что на Michelin стоит оказать давление, ведь такое качество покрышек в MotoGP неприемлемо. Эту точку зрения конспектировал Speedweek.

Ян Виттевеен

Ян, в 2018-м продолжаются дискуссии о Michelin. Вы поговорили со многими членами команд. Ваши впечатления?

Вообще-то я шокирован ситуацией, которая мне открылась. Я поговорил со многими причастными людьми, включая шеф-механиков и ездоков. С точки зрения безопасности ситуация тоже странная. Никто не будет заявлять, что «Мишлен» не способен разрабатывать действительно конкурентные шины, но ныне нам далеко до качества, которое преобладало в пору «Бриджстоун».

Похоже, шины Michelin часто не работают и не функционируют одинаково. Такое случается, и это первая проблема. Есть критика, что на гоночной дистанции задние шины ведут себя по-разному. Это не та шина, которая ведет себя одинаково с первого круга до последнего, как Bridgestone.

У японцев поведение шины оставалось постоянным. У Michelin поведение может весьма отличаться. Может быть так, что задняя шина какое-то время в гонке остается постоянной, и затем здорово деградирует. По передним шинам некоторые райдеры жалуются на плохую связь в зоне боковины. Когда они жмут, площадь контакта меняется — вот почему ощущения меняются снова и снова.

По моему мнению, у шин «Мишлен» другая структура, чем ранее у «Бриджстоун». Японцы создали шину, у которой структура и каркас было довольно твердыми и жесткими. Затем они наносили на него состав резины, адаптированный к требованиям разных трасс. «Мишлен» работает по другим направлениям, чем «Бриджстоун».

Они решились на 17 дюймов вместо 16,5, потому что такая размерность также широко распространена в серийном производстве. Тем временем монопоставщик мирового Супербайка Pirelli тоже переключился на 17 дюймов, но у Michelin структура шины мягче, чем у Bridgestone. Они работают с каркасом помягче и жесткими составами резины — вот как они добились желаемой жесткости.

Однако, у этого метода есть недостаток, потому что с мягким гибким каркасом температуры растут гораздо выше — это будет менять поведение шины по ходу гонки. Вот в чем проблема.

Я не понимаю, почему команды, MSMA или Dorna как заказчики Michelin больше не давят на французов, чтобы те конструировали шины, которые работают стабильно, на которых можно проехать от А до Я и ожидать одинаковой динамики в гонке. Если тогда круг станут проезжать на секунду медленнее, это неважно — это единые шины, так что условия для всех будут одинаковыми, но безопасность повысится.

Вот что я увидел и отметил: если у меня мягкий каркас, шина целиком сильнее деформируется, так что проблемы растут, а если у меня на заднем колесе выше мощность двигателя, шина целиком опять деформируется еще сильнее. Если у меня больше мощности и я могу быстрее ехать, из-за шин влияние на время круга может быть негативным.

Снова и снова слышишь от ездоков — даже от ветеранов вроде Алейша Эспаргаро, — что на свежих шинах невозможно ехать быстрее, чем на пользованных. Новички типа Тома Люти тоже на это жалуются.

Да, потому что смесь мягкая и каркас тоже, то есть у шины целиком слишком большая деформация. По моему мнению, Комисии по безопасности следует сильнее давить на «Мишлен», вместе с заводами. Ситуация опасна. Команды и райдеры знают, что с шинами, так что они стараются приспособиться, они стараются решать проблемы с электроникой, но это неверный подход.

В начале у Bridgestone тоже были некоторые проблемы в MotoGP, но не три года. У Pirelli в Супербайке есть проблемы, похожие на те, что у Michelin в MotoGP — на старте сезона в Австралии это было ясно видно. На самом деле, 17-дюймовая шина в производстве легче и проще, чем 16,5-дюймовая. Если одинаковые шины в MotoGP ведут себя по-разному, что-то не так.

Нужно убедиться, что в гонке у пилотов будут шины, с которыми можно ехать на полном газу с первого до последнего круга. Если это не работает, с качеством что-то не то. «Мишлен» придется что-то предпринять, потому что «Бриджстоун» годами демонстрировал, что разработать постоянные шины — это возможно.