Маркес: Хорошо, что я попал в кольцо вместо мотокросса

Из Марка Маркеса получился отличный асфальтовый мотогонщик. Если бы его карьера сложилась немного иначе, рано или поздно он вполне мог оказаться в мировом мотокроссе — серии MXGP. Свое гоночное детство испанец начинал на кроссовых байках, и в окрестностях родного региона Льейда имелись подходящие площадки — например, кроссовый трек Бельпуч, принимавший этап MXGP в 2000 — 2007 годах. Другой трек Руфия — домашняя площадка для пилота #93.

Первую высоту Маркес взял в 2001 году — это был момент его чемпионства Каталонии среди кроссменов-юниоров. Семье было выгоднее перепрофилировать гонщика под асфальт, так так поступали предложения, включающие оплату расходов (в мотокроссе они за всё платили сами). В 2005 и 2006 годах Марк взял два новых титула как чемпион Каталонии в 125-кубовом дорожном классе. Далее его ждал год в чемпионате Испании CEV. Оттуда он в 2008-м шагнул в мировой чемпионат GP125. Пару лет спустя мотокроссовую часть тренировок пришлось урезать — на чистое веселье времени не оставалось.

Оглядываясь назад, гонщик Repsol Honda позитивно оценивает свою миграцию из одной дисциплины в другую. В кольце он смог подняться по отлаженной лестнице, куда была включена гоночная команда Monlau Competition (её руководитель Эмилио Альсамора по-прежнему является наставником гонщика), чемпионат CEV и выход на мировой уровень в коллективе Repsol KTM, где за юными талантами присматривал Альберто Пуч, открывший чемпионов Гран-При вроде Дани Педросы и Тони Элиаса.

В мотокроссе семье Маркеса нужно было бы самим финансировать карьеру сына. С поиском поддержки было намного труднее. Про это он рассказал изданию On-track Off-road.

В MotoGP у тебя есть вызовы и цели. Что насчет мотокросса?

Тренировка отличная, но ставить конкурентные цели для мотокросса почти невозможно, потому что нужно это время на байке. Может, надо будет ездить по 3-4-5 раз в неделю — так много. Я никогда не выйду на уровень, на который хочется. Думаю, мой стиль езды на байке подходит кольцевым гонкам.

В мотокроссе я люблю то, что ездок побыстрее может так много мест найти для отыгрывания, и погода может полностью изменить кольцо, а эти трековые условия могут так отличаться между одним уик-эндом и другим.

Как думаешь, если б ты продолжил в МК, то дошел бы до высокого уровня?

[Улыбается] До уровня, которого я достиг в кольцевых гонках? Думаю, тогда нет. Я думаю, у испанских мотокроссменов история немного другая. Посмотрите на Хорхе Прадо: ему пришлось переходить, когда он был таким юным. Тут быстрых детишек будет видно, но потом им будет трудно достигать следующих уровней. Посмотрим, сможет ли повлиять Европейский чемпионат.

Думаю, что в мотокроссе я бы достиг только определенной точки. Мы пользовались байками из вторых рук и у нас не было поддержки. Думаю, сейчас немного по-другому. Думаю, помощи больше, но вам всё равно нужно два байка, нужна техническая помощь, нужно разъезжать, тренироваться. Минимум — это где-то 15 000 евро на сезон, но для семьи это всё равно очень много. Мне повезло, что я подписался и пошел гонять [в кольцо].

Очевидно, это невозможно, но у тебя иногда бывает желание погонять в мотокроссе?

Ага! Когда события здесь в Руфии или в Бельпуче, мне реально хочется тут побывать. Думаю, старт мотокроссовых гонок — это поразительно, и по ходу самого заезда у тебя может быть две-три гонки: ты можешь бороться и потом потерять энергию или ритм, или разбиться и потом прорываться обратно, или много кругов вести реально хорошую битву с одним райдером.

В кольцевых гонках ты стартуешь, находишь свой ритм и смотришь на свою позицию. Ага, ты можешь бороться, но набрать 10 мест невозможно. Если второй-третий круг ты завершаешь на одном месте, то потом финишируешь где-то там.

От мотокросса больше веселья получаешь?

Это весело, потому что утром ты первым приезжаешь на кольцо и ездишь по треку. Потом попозже днем снова выезжаешь и это то же самое кольцо, но это другой трек. Вот почему это весело — потому что всегда по-разному.

Кольцо — это скорее рутина?

Намного больше рутины. После трех дней тестов MotoGP ты устаешь на байке. Ты знаешь, что должен это делать, потому что становишься лучше и иногда разницу может дать один щелчок, но ты устал из-за одного и то же трека. В мотокроссе ты устал физически, но разнообразия больше — это правда помогает.

Был явный момент, когда тебя пришлось бросить МК?

В 2009 — 2010-м, или в 2008 — 2009-м, может, я прекратил ездить. Я больше занимался супермото и оставил это в прошлом, потому что ты попадаешь в чемпионат мира и говоришь командам: я люблю мотокросс. А они говорят «Нет-нет! Слишком рисковано!», и ты как паренек слушаешься их, естественно. Ты думаешь: может, они правы — я могу покалечиться. Но потом еще думаешь: для меня это хороший способ тренироваться.