Эволюция максимальной скорости в MotoGP

В 2016 году Андреа Ианноне на домашнем этапе Гран-При Италии установил абсолютный рекорд максимальной скорости в MotoGP, разогнавшись до 354.9 км/ч на мотоцикле Ducati.

На приведенном ниже графике видно, как менялась максимальная скорость на Гран-При Италии в период 1999 по 2017 гг.

Начиная с 2002 года (наступления эры MotoGP) наблюдается тенденция роста максимальной скорости на 10 км/ч каждые 4-5 лет. Современные прототипе разгоняются на длинной прямой трассы Муджелло примерно на 35 км/ч быстрее, чем когда-то 500-кубовые мотоциклы.

Максимальная скорость резко выросла в 2002-2004 гг. — следствие перехода на 4-тактные 990-кубовые байки. Показатель поднялся с ~320 км/ч до 343 км/ч.

Затем скорость немного понизилась. Частично это было вызвано чемпионским титулом Валентино Росси в 2004 году, взятым на Yamaha M1 с двигателем, разработанным по технологии «большого взрыва». Байк был далеко не самым быстрым на прямых. Затем скорость резко упала из-за перехода на 800-ки в 2007 году.

Стремление к возврату высокой максимальной скорости (Ducati и Кейси Стоунер выиграли титул в 2007 году со скримером) вылилось в резкий прирост максимальной скорости в 2009 году, когда Дани Педроса разогнался до невероятных 349.3 км/ч на Honda.

Дани Педроса:

Все знают, что здесь очень быстрая прямая, но я даже не думал о том, что достиг такой высокой максимальной скорости, пока не взглянул на экран с таймингом.

Учитывая настолько резкий скачок максимальной скорости в сравнении с прошлым годом, достижение Педросы назвали простым сбоем аппаратуры. Пошли слухи, что по телеметрии Педроса вовсе не разгонялся до 349.3 км/ч. Однако специалисты Dorna все проверили и подтвердили достоверность данных. Кроме того, Мика Каллио, пилот Pramac Ducati, на той же практике (первая практика) разогнался всего на 0.2 км/ч медленнее. С тех пор на Гран-При Италии до самой высокой скорости ежегодно разгоняются именно пилоты Ducati.

В 2012 году класс MotoGP перешел на 1000-кубовые прототипы. Несмотря на некоторые ограничения в регламенте, максимальная скорость постепенно росла в четырех сезонах из шести. Если довериться линии тренда, то в 2020 году будет преодолена планка в 360 км/ч.

Опасно ли это?

Коррадо Чеккинелли, директор по технологиям MotoGP:

Максимальная скорость безусловно вызывает беспокойство, но мы не должны относиться к ней с такой эмоциональностью. Максимальная скорость сейчас достигла больших величин, они пугают, но стоит признать, что редко происходят инциденты на максимальной скорости. Так что это не самый опасный момент, когда речь идет об авариях.

Тем не менее, мы хотели бы иметь среднесрочный план если не уменьшения, то хотя бы установки некого предела максимальной скорости. Есть очень простые способы сделать это, но это не нравится производителям. Мы уже предлагали сделать это ранее, но производители не приняли предложение.

Итальянец считает, что понижение оборотов двигателей не только ограничит максимальную скорость, но также уменьшит стоимость двигателей и уменьшит разницу между самыми быстрыми и медленными пилотами. А вот уменьшение топливных баков не приведет к желанным последствиям:

По моим сведениями очень сложно экономить топливо, ограничивая мощность. Обычно они [производители] экономят его на торможениях или разгонах. Так что я не думаю, что уменьшение баков сильно скажется на максимальной скорости.

По текущему договору между MotoGP и производителями не предвидится никаких серьезных изменений в техническом регламенте как минимум до 2021 года.

Максимальная скорость на Гран-При Италии: 1999-2017

2017: 354.7 Пирро	(Ducati)	1000cc
2016: 354.9 Ианноне	(Ducati)	1000cc
2015: 350.8 Ианноне	(Ducati)	1000cc
2014: 349.6 Ианноне	(Ducati)	1000cc
2013: 344.6 Ианноне	(Ducati)	1000cc
2012: 346.9 Росси	(Ducati)	1000cc
2011: 335.7 Барбера	(Ducati)	800cc
2010: 345.7 Барбера	(Ducati)	800cc
2009: 349.3 Педроса	(Honda)		800cc
2008: 330.8 Меландри	(Ducati)	800cc
2007: 323.3 Стоунер	(Ducati)	800cc
2006: 334.0 Стоунер	(Honda)		990cc
2005: 340.5 Чека	(Ducati)	990cc
2004: 343.0 Баррос	(Honda)		990cc
2003: 332.4 Капиросси	(Ducati)	990cc
2002: 324.5 Укава	(Honda)		990cc
2001: 315.6 Росси	(Honda)		500cc
2000: 317.8 МакКой	(Yamaha)	500cc
1999: 318.6 Бьяджи	(Yamaha)	500cc