Техдиректор HRC: Маркес ненормален, поэтому быстрее всех

Гоночные дела Honda в серии MotoGP последние три сезона менялись с очень плохих на очень хорошие. За болезненным проигрышем 2015-го и долгим освоением новой электроники Magneti Marelli и покрышек Michelin на старте 2016-го пришли два титула Марка Маркеса и абсолютная победа 2017-го, в который удалось добавить командный и конструкторский зачеты.

Технический директор HRC Такео Йокояма руководит развитием мотоцикла RC213V, изучая отзывы Маркеса, Дани Педросы и Кэла Крачлоу. Эти гонщики из Repsol Honda и LCR Honda оказывают прямое влияние на то, каким будет характер двигателя, жесткость шасси, настройка электроники и так далее. Рабочий процесс не оторвать от разницы менталитетов. Когда общаются люди нескольких национальностей (японцы, испанцы, британец), есть свои положительные и отрицательные моменты. Про это Йокояма рассказал Ирене Ареас, журналистке канала Movistar.

Отличия между японцами и испанцами:

Иногда со мной нелегко работать, потому что когда я строго уверен в теории, я её придерживаюсь, и в некоторых случаях все-таки допускаю ошибки. Когда я уверен на 100%, трудно пробовать предлагать что-то другое или изменить мое мнение. К тому же я как инженер думаю, что нужно всегда верить в что-то и быть уверенным в том, что ты отстаиваешь.

Но я усвоил, что есть баланс и ты обязан держать ум открытым к другим опциям. Раньше я просто был мелким инженером, а сейчас в моей ситуации я должен быть способен узнавать, как добиться лучшего от каждого человека, потому что только так достигаются большие вещи. Ты должен быть открытым.

Японцы осторожнее, они всегда внимательны, много думают о вещах. Испанцы действуют более импульсивно: когда у них в голове появляется идея, они тут же её запускают. У японцев тоже есть хорошие идеи, но они не сходят с ума; они видят идею, но думают, что сначала придется сделать одну вещь, и еще, и еще, и попробовать другие вещи, пока не отработают идею.

Сезон 2016 начался нервно, у Йокоямы и вообще у Honda было много забот по приведению вещей в рабочее состояние. На байке стоял новый мотор, новые шины, новая электроника. Друг с другом все это работало неважно. С течением сезона становилось лучше. 2017-й сразу пошел легче:

В тот момент я был измотан. Потом вещи начали идти лучше, некоторые падали, у других были проблемы, и Марк начал улучшаться. Каждый раз мы что-то выигрывали, особенно начиная со второй половины сезона.

2017-й я начал с меньшей нервозностью, но было много вещей, которые шли против нас: падение в Аргентине, двигатель в Сильверстоуне… Вдобавок, наши соперники были очень конкурентными, особенно Ducati, и мы ни в чем не были уверены. Было сложно.

Йокояма-сан общается с британским гонщиком и двумя не сильно похожими испанскими:

Кэл — тот, кто говорит больше всех. От него всегда много шума, ему нравится разговаривать, жаловаться, всегда что-то говорить [разочарованно мотает головой]. Но важно работать с Марком, Дани и Кэлом, потому что это позволяет нам разрабатывать байк, опираясь на три разных мнения. И с Марком проще, потому что он всегда доходит до предела и это упрощает нам работу, он оказывает нам здоровую услугу.

Что это значит? Например, мы даем попробовать два разных шасси. Делается 10 кругов на старом, он заезжает, и уезжает, чтобы сделать еще 10 кругов, но в этот раз на новом. К концу второго круга мы можем сказать, что, может, нет особой разницы, или что в одном он нашел что-то получше, чем в другом. По данным ясно, где эта минимальная разница, в какой именно момент, потому что он всегда доходит до лимита.

Пилоту очень трудно так делать, а он знает, как это делается. Дани, например, когда из-за чего-то не чувствует себя хорошо, прикрывает газ, есть разница по временам. У Марка — нет. Если Марк находит что-то «фатальное», он [все равно] покидает бокс и доходит до лимита. Это большая ценность для инженеров, потому что позволяет нам точно узнать, где разница между несколькими элементами.

Я работал с Марком пять лет, но я уже потерял три года [смеется]. Он — пилот, который всегда доходит до предела и всегда на нем остается. Лучший пример — его последний сэйв в Валенсии. Я тогда почувствовал, как мое сердце на секунду буквально остановилось, потому что Марку не нужно было этого делать. 99% пилотов остались бы позади Зарко, финишировали вторыми-третьими. Если вы нормальный парень, вы сделаете так, но он — не нормальный. То, что у него в голове — это ненормально, но вот поэтому это Марк Маркес, вот поэтому он сильнейший и быстрейший.