Поншараль: Yamaha не даст Зарко новый мотоцикл

Эрве Поншараль слегка переживает за судьбу своей команды Yamaha Tech 3. Есть два повода: головной японский офис сообщил, что в следующем чемпионате свежий прототип 2018 будет недоступен, так как марка не собирается воспринимать Жоанна Зарко как третьего заводского пилота. Это может увести его на поиски другой команды. Второе: если у Валентино Росси будет команда в MotoGP, скорее всего, он выберет Yamaha, и тогда Tech 3 может остаться без мотоциклов.

В своей дебютной кампании MotoGP Жоанн достал до потолка — сейчас он и новичок сезона, и частный пилот сезона с тремя подиумами и двумя поулами. Выше этой планки прыгнуть можно, но неинтересно, так что французу для дальнейшего роста понадобится заводской проект. Такого Yamaha ему не обещает. У Поншараля много соображений на этот счет.

Когда вы подписали Зарко, ожидали выступлений такого рода?

Он меня тоже удивил, хотя я ждал от него хороших результатов. То, что он делал в Мото2, было невероятно. Он показывал, что был агрессивным и разумным ездоком.

Но…

Никогда не знаешь, когда ездок меняет категорию. Некоторым нужно больше времени на адаптацию, как Рабату, другие адаптируются тут же, как Маркес.

Зарко относится ко второй категории.

На первых тестах в Валенсии он тут же стал быстрым, он легко адаптировался к MotoGP и соображал, понимая, что нужно для езды на этих байках. Но между быстрым кругом на практике и самой гонкой большая разница.

Вы пока не были убеждены?

На зимнем тестировании мы совершили несколько гоночных симуляций. Потом в Катаре он лидировал семь кругов до аварии. Было важно показать, что он может ехать впереди, но это уникальная гонка — там трек всегда в трудном состоянии и там верхние ездоки часто не жмут на максимуме, предпочитая привезти очки.

Что сказал Жоанн, когда вернулся в гараж?

Что он не сходил с ума и что он сделал маленькую ошибку, но я правда ему не поверил [смеется]. Он мне пообещал, что будут другие шансы поездить впереди и что бы мы не расстраивались.

Он был прав.

Аргентину он закрыл пятым, как и Техас, где боролся с Валентино. В Хересе он был впереди. Я начал осознавать, насколько особенный этот парень. Он не сумасшедший, как и не тупой. Многие говорили, что когда он выбирал шины мягче всех, он шел на риск, но такого никогда не было. Когда он принимал такое решение, это потому что мы знали: он может проехать гонку целиком. Он и Ги [Кулон, шеф-механик] поработали с этими шинами на тренировке. И часто у Зарко были яйца поговорить с ребятами «Мишлен» в поддержку своего решения.

Благодаря вам.

Я старался, чтобы он чувствовал себя как дома, частью семьи, в которой люди в нем уверены — это важный аспект. Я горжусь, что у меня получилось это сделать и что поставил его в положение, где он мог отдавать всего себя. Иногда забывается, что ездоки — тоже люди, даже на уровне Валентино и Маркеса. На самом деле, Марк часто замечает, насколько ему важна команда.

Все дело — в командной работе.

Совместное времяпровождение означает, что вы лучше узнаете друг друга с личной точки зрения и того, как это отражается на работе. Во время сессий практик мало времени и много давления, и с Жоанном мы можем живо понимать друг друга. Общение важно, и как только он слез с байка, он точно знает, какие нам дать указания с целью улучшения.

Вы говорите почти как отец.

Как я сказал, мне хочется, чтобы все ощущались частью семьи. Команда — это как цепь, где важно каждое звено. Если одно ломается, всё распадается на части.

Мы часто забываем, что у него не было заводского байка.

Когда ты в заводской команде, у тебя всегда есть вещи для тестов. Приходится фокусироваться на многих вещах. У нашего М1 нет эволюций — так мы можем сфокусироваться на шинах, и в каком-то смысле это упрощает работу. В заводской команде есть риск запутаться.

Был момент, люди говорили, что Зарко ездил сильнее Валентино и Виньялеса, потому что у него байк был лучше.

Когда работаешь в близком контакте с райдером, ты заступаешься за него, и я думаю, определенные комментарии от прессы и других райдеров неверны относительно Жоанна. У меня большое уважение к Валентино, Маверику и «Ямахе» — хочу это подчеркнуть. Их инженеры — не дураки. Сколько титулов и гонок они выиграли?

Так М1 2016 не был лучше байка 2017-го?

Если бы в этом было дело, они бы немедленно к нему вернулись. Я не знаю, кто наделал ошибок, но не хватало уважения, когда доходило до результатов Зарко. Мне смешно, когда слышу слова людей, что у нас пакет был лучше. У нас нет заводского байка. Я имею в виду не только раму, но двигатель, подвеску и аэродинамику. В Валенсии заводские райдеры решили вернуться к раме-2016 и результаты мы видели. Если б она была лучше, они должны были быть пошустрее Жоанна.

… который в Валенсии тестировал М1 2017.

И он мне сказал, что этот байк лучше того, которым он пользовался в этом сезоне. Я посоветовал ему не иметь предубеждений и не быть под влиянием того, что он слышал — ему нужно было быть объективным. С этим он продолжил на тестах в Сепанге.

Чем он будет пользоваться в конце января?

Снова байком 2017. «Ямаха» была с нами ясной и корректной, они нам сказали, что мы сможем выбирать между разными эволюциями рамы, но байка 2018 у нас не будет. К Зарко не будут относиться, как к Крачлоу в «Хонде» или Петруччи в «Дукати» — сошлюсь на эти два примера.

Разочаровались?

Я всегда был доволен поддержкой, которую Yamaha годами нам оказывала. Если посмотреть на подиумы и поул-позиции, достигнутые в этом сезоне, не могу пожаловаться.

Вероятно, Зарко надеялся на большее.

Как я сказал, не всегда преимущество, когда всегда есть новый материал для тестов. Еще я знаю, ездок счастлив, когда компания оказывает ему доверие и дает тестировать части. Если Yamaha захочет нас привлечь к разработке, будем довольны, но мы понимаем, что у нас не может быть заводского байка, и мы это принимаем. Я проработал с Yamaha 20 лет и доверяю им.

Но Зарко будет ключевым ездоком на рынке. Yamaha придется побороться за его удержание.

Прежде чем нам подойти к моменту переподтверждения Жоанна, надо проработать важные детали.

Это какие?

В последнее время было много разговоров о возможности Валентино завести команду MotoGP. Если б это произошло, у «Ямахи» не осталось бы места для «Тек 3», учитывая, что им будет трудно иметь шесть мотоциклов. Я не тупой и знаю, как работают вещи, как и понимаю, что в приоритете будет Росси. Он — невероятный магнит для спонсоров и тут он очень важная фигура.

Переживаете?

Просто думаю, что непросто выстроить долгосрочные отношения типа тех, как между Tech 3 и Yamaha, но прямо сейчас я не уверен, получится ли у команды остаться с Yamaha.

Когда будете знать?

Я спрашивал [главу Yamaha Motorsports Коичи] Тсудзи, можем ли мы как можно скорее поговорить о будущем и райдеров, и особенно моей команды. Сначала придется посмотреть, можем ли взять М1 на 2019 и 2020. Потом смогу поговорить с райдерами и спонсорами.

Хотелось бы вам оставить Зарко?

Хотелось бы, но это мечта. У нашей команды бюджет значительно меньше зарплаты только одного из четырех-пяти лучших ездоков MotoGP. Логично, Жоанн захочет больше денег, но еще ему захочется полной заводской поддержки.

У вас вроде немного карт на розыгрыш…

Я готов увидеть его уход, и я горжусь, что в MotoGP он дебютировал с нами. Само собой, у команд-спутников свои пределы в плане зарплат и технической поддержки, которую они могут предложить.

Какова альтернатива?

Многие говорят про нас как про юниорскую команду, но мы не такие, правда. Я свободен в плане подбора ездоков и очень редко один из моих ездоков уходит в заводскую команду «Ямахи». Стать настоящей юниорской командой… Вероятно, о чем-то таком можно поговорить.

… чтобы найти еще одного Зарко.

Несколько лет назад у нас было бы больше шансов его оставить. Ты гонял либо за «Ямаху», либо за «Хонду», но сейчас есть много производителей и так же больше возможностей. Я не думаю, что Жоанн будет со мной в 2019-м.